Проповедует ли РПЦ нищету?

О. Филипп, часто бывает так, что люди из-за богатства забывают о Боге. Что делать, чтобы подобного не происходило? И как Церковь относится к бедности? Должны ли мы, чтобы быть спасенными, жить в нищете?

Отвечает Игумен Филипп (Симонов)

— Бедность материальная, взятая сама по себе, является — как и богатство — скорее препятствием, чем пособием на пути к Царству Небесному. Причем, можно думать, препятствием более серьезным в сравнении с материальным достатком, поскольку богатство становится таковым лишь в случае неправомысленного им распоряжения, нищета же материальная, как пишет преп. Нил Синаит, дает гораздо больше возможностей для всякого рода обманов и злоупотреблений.

И в этой связи не стоит ссылаться даже на заповеди блаженств: Христос, как указывают отцы-аскеты, «ублажает нищих духом, которые нищенствуют духом века сего, ничего от него не стяжав, но богатеют постепенно духом истины» (прп.Макарий Египетский).

Поэтому истинная нищета, нищета, которая делает человека «неразлучным с Богом» и «вечных и нетленных благих наследниками нас творит», — это, прежде всего, та нищета, которая «побеждает страсть», которая взята на себя добровольно, по воздержанию и свободному движению произволения (об этом говорят многие аскеты, начиная с Антония Великого).

Кроме того, эта нищета далеко не всегда связана с абсолютным физическим отсутствием материальных благ. Богатство души, постигаемое в нищете материальной, — это состояние отсутствия потребности, нужды в материальном даже при его физическом наличии (прп.Нил Синаит).

Следующее обстоятельство, придающее нищете качество добродетели, — это несение ее со смирением и благодарением, причем не только к Богу, всё устраивающему к спасению человека и знающему, как «чрез нищету крайнюю обогащати» Своих рабов (прп.Симеон Новый Богослов), но и к тому, кто, «промышляя о нищих», помогает своим милосердием переносить тягостные материальные обстоятельства физической нищеты (прп.Петр Дамаскин).

Но главное — это несение нищеты не ради нее самой, как самоценности, но понимание инструментального ее характера (прп.Иоанн Кассиан Римлянин). Только тот, кто «ради Христа» верою вменяет нищету в богатство, может понять и верно использовать всю ее мнимость и достоин получения обетования и будущего Царства.

Поэтому отцам представляется похвальной «средняя нестяжательность, сообразная с временем и нуждами тела» (прп.Нил Синаит).

Таким образом, человеку наиболее приличествует сохранять среднее состояние, довольствуясь обеспечением своих телесных потребностей. Механизмом этого обеспечения является, прежде всего и главным образом, трудовой процесс. Это — общая обязанность всех живущих на земле, обязанность, как свидетельствует библейская космогония, изначальная, не связанная с тем рубежом бытия человечества, который обозначило изгнание из Рая.

Отсюда вытекает и позиция Церкви. С одной стороны, она призвана к занятиям учительным, преследующим цели спасения души, а отсюда — и необходимость обучения христианским истинам конкретных людей, и потребность ввести эти истины в общественное сознание.

1,791 просмотров всего, 1 просмотров сегодня