Как религиозные убеждения влияют на принятие финансовых решений

Авторы: Джиллиан Олдерман, доктор философии, Джоэтта Форсайт, доктор философии и Ричард Уолтон, доктор философии

В текущем номере журнала Graziadio Business Review исследуется роль духовности в современном бизнесе. Финансы часто воспринимаются как дисциплина бизнеса, наиболее далекая от духовности и религии. Основываясь на освещении в прессе недавнего финансового кризиса и регулярно происходящих аферах и скандалах, когда многие люди думают о финансах, они, скорее всего, думают о безжалостных и этически сомнительных финансистах, готовых воспользоваться неосведомленными. Большинство студентов, изучающих бизнес, ассоциируют финансы с безличными числами, сложными формулами и правилами принятия решений, лишенными этических или оценочных суждений. Однако этот обзор взаимодействия финансов и религии показывает, что между ними существует не только длительная историческая связь, но и религия продолжает оказывать влияние на принятие финансовых решений в современном мире. Исторически религиозное регулирование ограничивало финансовую деятельность; в современном мире религиозные предпочтения стимулировали появление новых банковских и инвестиционных продуктов взаимных фондов и продолжают влиять на то, как корпоративные лидеры принимают конкретные инвестиционные и финансовые решения.

С точки зрения бизнеса это означает, что руководители компаний и инвесторы должны осознавать, как их собственные религиозные предубеждения и предпочтения, а также предпочтения людей, с которыми они работают или стремятся вести бизнес, могут влиять на их финансовые решения. Такое понимание позволит улучшить собственные финансовые решения бизнес-лидеров; поможет им лучше управлять своими собственными сотрудниками; и более эффективно продавать финансовые продукты своим клиентам. Точно так же, как празднование религиозных праздников открывает уникальные коммерческие возможности, осведомленность о предпочтениях потенциальных клиентов позволяет лидерам бизнеса разрабатывать конкретные финансовые продукты, ориентированные на религиозных клиентов, в интересах как конечных потребителей, так и их новых клиентов.

Библия содержит несколько ссылок, запрещающих практику ростовщичества, термин, обычно используемый для описания ссуды денег под проценты. Библейские примеры запрещения ростовщичества включают в себя: вообще (Иезекииль 18: 13 “Если он взыскал ростовщичество … он не будет жить!»); особенно бедным (Левит 25: 36-37); и членам своей общины (Второзаконие 23:20-21). Более интересным для врача общей практики, чем споры о правильной интерпретации этих ограничений, является описание Левисоном[1] того, как ограничения на ссуду под проценты исторически основывались на библейских основаниях. Начиная с Никейского собора в 325 году н. э., Католическая Церковь вводила различные ограничения на взимание процентов, пока это не было повсеместно запрещено во всем христианском мире в 1139 году. Католическая Церковь принимала ссуды только под умеренные проценты в XIX веке. Возможно, отчасти отражая все более сложную рыночную экономику пост-Ренессанса, протестантские нации и светские державы в Европе были более открыты для практики взимания процентов по кредитам. Эти протестантские нации вместо этого регулировали уровень процента, который мог взиматься, фактически переопределяя ростовщичество как взимание чрезмерного уровня процента. Нидерланды разрешили проценты до 12 процентов по коммерческим кредитам в 1540 году, а Англия при Генрихе VIII разрешила проценты до 10 процентов по всем кредитам в 1545 году, хотя это было быстро отменено и не возобновлялось снова до 1571 года при Елизавете I.[2]

В наши дни немыслимо, чтобы финансовое регулирование в либеральных демократиях основывалось на религиозных писаниях. Недавно предложенные Бюро по защите прав потребителей США правила ограничения современных версий ростовщичества (например, займы в день выплаты жалованья и автокредиты) описывают высокие годовые процентные ставки до 390 процентов, но оправдывают предлагаемые правила как средство предотвращения долговых ловушек для финансово уязвимых потребителей, а не поднимают какие-либо религиозные проблемы.[3] нынешние США Налоговый кодекс фактически поощряет как предприятия, так и физических лиц брать на себя процентные долги, делая некоторые процентные платежи налоговыми вычетами.

Падение авторитета Библии в регулировании финансов в современной экономике неудивительно. Возможность для сегодняшних лидеров бизнеса состоит в том, чтобы признать, что большая свобода, предоставляемая светскими законами, также дает возможность предлагать специализированные продукты клиентам, которые все еще хотят, чтобы финансовые продукты соответствовали их вере. Например, в 1963-1976 годах спрос со стороны набожных мусульман привел к появлению современных банков, работающих по исламским принципам.[4] исламский банкинг в настоящее время является огромным рынком, с примерно $2 трлн активов, управляемых исламскими банками.[5] Коран также запрещает проценты и ростовщичество. Таким образом, вкладчики исламских банков не зарабатывают проценты, а вместо этого получают часть прибыли от инвестирования банком своих депозитов. Ипотека на жилье в Исламском банке также структурирована по-разному: банк обычно покупает дом, а затем клиент покупает дом у банка в рассрочку, общая сумма которой превышает первоначальную цену покупки банка. Экономические результаты для Исламского банка и его клиентов могут мало отличаться от результатов традиционных процентных продуктов. Еще одна отличительная черта, связанная с религиозной мотивацией, заключается в том, что исламские банки воздерживаются от инвестирования в отрасли, связанные с деятельностью, считающейся греховной, такие как свинина, алкоголь и азартные игры.

Религия и финансы домашних хозяйств

Подобно тому, как некоторые мусульмане могут выбирать различные способы сбережений, заимствований и инвестиций в результате своих религиозных убеждений, есть свидетельства того, что религиозные убеждения также коррелируют с определенными финансовыми отношениями в христианских семьях. Renneboog и Spaenjers используют данные обследования домохозяйств DNB примерно 2000 домохозяйств в Нидерландах за период 1995-2008 годов, чтобы исследовать, влияет ли религиозность на финансы домохозяйств.[6] они обнаружили, что действительно существуют различия в экономических установках и финансовых решениях религиозных и нерелигиозных домохозяйств и что существуют дальнейшие различия между католическими и протестантскими домохозяйствами. В частности, религиозные домохозяйства имеют больше шансов сберегать, чем нерелигиозные домохозяйства,а католические домохозяйства менее склонны инвестировать в акции. Авторы не претендуют на причинно-следственную связь: вполне возможно, что люди, склонные к бережливости и сбережению, скорее всего, являются религиозными, или что финансовые и религиозные отношения унаследованы от родителей. Авторы также признают, что ассоциации, которые они наблюдают в Нидерландах, могут быть неприменимы к другим странам. Даже если нельзя утверждать, что религиозность непосредственно влияет на финансовые решения домашних хозяйств, связь между ними является одновременно значительной и коммерчески полезной. Банки могут стать более прибыльными, либо предлагая конкретные сберегательные и инвестиционные продукты, отражающие различное отношение к риску и сбережениям различных типов домохозяйств, либо корректируя свои маркетинговые и коммуникационные усилия для своих существующих продуктов, чтобы помочь преодолеть отвращение различных типов домохозяйств к сбережениям или риску.

А вот тут трибуна купить можно.

Религия и корпоративные решения

Люди не просто принимают решения о своих собственных домашних финансах. Корпоративные лидеры также принимают финансовые и инвестиционные решения от имени своих акционеров, и уже признано, что руководители компаний оказывают непосредственное влияние на решения и прибыльность своей фирмы.

Статья Баксамуса и Джалала проверяет, влияет ли религиозная принадлежность генерального директора на корпоративные решения фирмы.В частности, они рассматривают структуру капитала, диверсификацию и инвестиции. Они используют религиозную принадлежность, о которой сообщили 457 генеральных директоров американских фирм, и изучают влияние на корпоративные решения за период 1992-2010 годов. Генеральные директора в выборке в подавляющем большинстве являются христианами (73%), и в статье рассматриваются исключительно различия в решениях фирм, управляемых протестантскими генеральными директорами (41%) и католическими генеральными директорами (30%). Исследование показывает, что по сравнению с фирмами, возглавляемыми протестантскими СЕО, фирмы, возглавляемые католическими СЕО, демонстрируют более консервативную политику: они имеют меньше долгов,больше диверсифицируют и меньше инвестируют в капитал и НИОКР.

Исследование контролирует многие факторы и проводит умные эконометрические тесты, чтобы показать, что эти конкретные решения, скорее всего, являются результатом религиозной принадлежности генерального директора. Для демонстрации причинности авторы используют инструмент, впервые предложенный Гизо, Сапиенца и Зингалесом.Второй Ватиканский собор (1962-1965) был созван для того, чтобы рассмотреть, как Католическая Церковь должна реагировать на современный мир. Это вызвало споры о доктрине и практике во всей Католической Церкви. Это очень редкое событие оказало глубокое влияние на взгляды католиков и понимание их собственной религии, но никак не повлияло на протестантов. Если религиозная принадлежность генерального директора определяет различия в корпоративной политике, то следует ожидать, что будут существовать различия между политикой, проводимой католическими генеральными директорами, родившимися до 1962 года, и политикой, проводимой католическими генеральными директорами, родившимися после 1962 года; но не следует ожидать, что будут существовать какие-либо различия между политикой протестантских генеральных директоров, родившихся до Ватикана II, и политикой протестантских генеральных директоров, родившихся после Ватикана II. Корпоративная политика католических СЕО после Ватикана II действительно изменилась, как и предсказывалось; в то время как политика протестантских СЕО, родившихся после Ватикана II, не претерпела заметных изменений.

Исследование также предсказывает, что, поскольку протестантские руководители менее консервативны в своей профессиональной жизни, они будут более предприимчивы в своей личной жизни, и подтверждает, что протестантские руководители более склонны заниматься опасными видами деятельности, такими как прыжки с тарзанки и прыжки с парашютом.

Религия и инвестиционные фонды

По данным Американского фонда SIF, в 2015 году в соответствии со стратегиями социально ответственного инвестирования (SRI) было инвестировано более 8,7 трлн долларов (или 20% средств под профессиональным управлением в США).[9] реннебуг, Хорст и Чжан в обзоре академической литературы, относящейся к SRIs [10], подчеркивают важную роль, которую религиозные группы сыграли в происхождении “этических инвестиций».В частности, группы, связанные со всеми тремя авраамическими религиями, избегали инвестиций в деятельность, считающуюся греховной, такую как алкогольные напитки, продукты из свинины и порнография.

Современные фонды SRI все еще отрицательно экранируют такую «греховную» инвестиционную деятельность, даже если они могут также положительно экранировать зеленую и социально позитивную инвестиционную деятельность. Отказ от инвестиций в прибыльный, но неэтичный бизнес, скорее всего, приведет к тому, что религиозные инвестиционные фонды пожертвуют доходами ради чистоты. Исследование Ферруза, Муньоса и Варгаса подтверждает, что менеджеры религиозных взаимных фондов не работают так же хорошо, как менеджеры, которые не ограничивают свои инвестиции на основе религиозных соображений.Другими словами, инвесторы в религиозные взаимные фонды принимают более низкую доходность как цену отказа от инвестирования в “греховные” отрасли. Умные бизнес-лидеры признают универсальную применимость этого результата: религиозные потребители будут платить премию за продукты, соответствующие их ценностям.

Религия и финансовая отчетность

Ранее мы рассмотрели, как религиозность лидера может повлиять на решения, принимаемые от имени акционеров фирмы. Отчетность и учетная политика фирмы предназначены для того, чтобы лучше информировать своих акционеров о том, насколько хорошо генеральный директор управляет их фирмой. Эта политика осуществляется людьми, и вполне разумно рассмотреть вопрос о том, может ли религиозность повлиять на финансовую отчетность фирмы. Трудно найти общедоступную информацию о религиозности менеджеров и сотрудников ниже уровня генерального директора. Макгуайр, Омер и Шарп вместо этого проверяют, как религиозность населения округа США, в котором находится штаб-квартира фирмы, связана с финансовой отчетностью фирмы.[12] они обнаружили, что для фирм со штаб-квартирами в сильно религиозных округах наблюдается меньше нарушений в финансовой отчетности: меньше исков акционеров и меньше пересчетов доходов. Хотя такие фирмы, как оказалось, используют меньше ненормальных начислений, прокси для потенциального управления доходами, они связаны с высоким уровнем «управления реальными доходами» (т. е. управление доходами путем отклонения от обычной операционной, инвестиционной и финансовой практики фирмы). Интересно, что они приходят к выводу “что» религиозные социальные нормы представляют собой механизм для уменьшения дорогостоящих агентских конфликтов, особенно когда другой внешний контроль низок.»Другими словами, они предполагают, что когда есть опасения, что менеджеры не всегда могут принимать решения в интересах акционеров, религиозные социальные нормы могут выступать в качестве альтернативы дорогостоящему и навязчивому надзору.

Выводы

В данной статье показано, что между религией и финансами уже давно существует связь с религиозными запретами, исторически отраженными в финансовом регулировании. Религиозная идентификация индивидов оказывает заметное влияние на финансовые решения домашних хозяйств и корпоративные инвестиционные решения. Это может иметь прямое влияние на финансовые доходы и риски. Было показано, что религиозная принадлежность генерального директора влияет на прибыльность фирмы. Точно так же религиозные люди добровольно решили инвестировать в этические взаимные фонды, даже если они приносят более низкую прибыль. Наконец, было показано, что религия может влиять на точность финансовых отчетов и потенциально выступать в качестве эффективного средства поддержания честности генерального директора фирмы.

Ограниченность пространства позволяет этой статье предложить лишь краткий обзор взаимосвязи между духовностью, религией и принятием финансовых решений. Авторы полагают, что эта взаимосвязь является более универсальной, чем предполагалось в нескольких рассмотренных здесь исследованиях, и предполагают значительный потенциал для дальнейших исследований в этой области. Хотя в выборках этих исследований из Западной Европы и Америки преобладают христиане, вполне вероятно, что члены других религиозных групп также разделяют определенные взгляды, которые повлияют на их финансовые решения. Успех исламского банкинга показывает, что это относится и к мусульманам.

Что это значит для бизнес-лидеров и инвесторов? Во-первых, они должны осознавать свои собственные религиозные предубеждения и предпочтения, а также предпочтения своих деловых партнеров, сотрудников и клиентов. Признание таких предубеждений позволяет менеджерам решить, нужно ли им пересматривать свои решения или компенсировать их. Точно так же, как вознаграждение руководителей уже используется для изменения отношения менеджеров к риску и инвестиционным горизонтам (например, чтобы преодолеть отвращение менеджера к риску или стимулировать долгосрочные инвестиции, менеджеры и инвесторы могут разработать соответствующие и эффективные механизмы компенсации нежелательных предубеждений или поощрения желаемых предубеждений.

Во-вторых, практикующие предприниматели должны признать, что их вера может повлиять на рискованность и прибыльность их инвестиций. И наконец, что более позитивно, признание того, что существует много клиентов и потенциальных клиентов с общими убеждениями, должно помочь менеджерам разработать прибыльные новые продукты для этих конкретных групп клиентов. Точно так же, как фирмы уже предлагают кошерные и халяльные продукты питания, могут существовать финансовые и банковские продукты, которые могут обратиться к различным религиозным группам клиентов. С другой стороны, бизнес-лидеры могут сознательно разрабатывать более эффективные способы продвижения существующих финансовых продуктов на рынок, основываясь на специфическом отношении к риску и сбережениям групп клиентов, разделяющих те же религиозные взгляды.
РЕКОМЕНДАЦИИ
[1] Lewison, M. (1999). — Конфликт интересов? Этика ростовщичества.»Журнал деловой этики, 22: 327-339.

[2] Munro, J. (2011). «Ростовщичество, кальвинизм и кредит в протестантской Англии: от XVI века до промышленной революции.” рабочий документ.

[3] CFPB. (2016). «Бюро финансовой защиты потребителей предлагает правило, чтобы положить конец долговым ловушкам в день выплаты жалованья.»Пресс-Релиз, 2 Июня.

[4] Альхарби А. (2015) “развитие исламской банковской системы.»Journal of Islamic Banking and Finance, June, Vol. 3, No. 1, PP.

[5] “Большой Интерес, Никакого Интереса.” (2014). The Economist, 13 Сентября.

[6] Renneboog, L., & Spaenjers, C. (2011). — Религия, экономические отношения и финансы домашних хозяйств.- Оксфордские Экономические Газеты.

[7] Baxamusa, M., & Jalal, A. (2016). — Религиозная принадлежность генерального директора и управленческий консерватизм.»Финансовый менеджмент, Весна, стр. 67-104.

[8] Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2003). — Народный опиум? Религия и экономическое отношение.»Journal of Monetary Economics, 50, 23-48.

[9] Фонд Сиф США. (2016). «Доклад об устойчивых и ответственных инвестиционных тенденциях в Соединенных Штатах.” 

[10] Renneboog, L., Horst, J. T., & Zhang, C. (2008). «Социально ответственные инвестиции: институциональные аспекты, эффективность и поведение инвесторов.” Журнал «банки и финансы» 32, 1723-1742.

[11] Ferruz, L., Munoz, F., & Vargas, M. (2012). «Управленческие способности: свидетельства религиозных управляющих взаимными фондами.»Журнал деловой этики, 105:503-517.

[12] McGuire, S., Omer, T., & Sharp, N. (2011). «Влияние религии на нарушения в финансовой отчетности.” рабочий документ.

846 просмотров всего, 1 просмотров сегодня