Михаил Фридман, религия и церковь

«Конечно, есть отдельные люди, которые очень бережно относятся ко всем этим вещам, едят то, что положено есть, отмечают Шабат, и, безусловно, я испытываю к этим людям большое уважение, но думаю, что для большого количества людей, особенно прошедших советскую школу жизни, это непривычно, нехарактерно и не очень органично.

Вот я могу сказать о себе. Мне, честно говоря, соблюдать кашрут, серьезно к этому относиться, достаточно сложно, все-таки я уже взрослый человек, и как-то в таком зрелом возрасте менять резко образ жизни мне непривычно. Хотя я искренне завидую людям, которые за это взялись.

………………

Мы пришли просто к выводам, что невозможно только за счет приобщения евреев вот к таким традиционным формам религиозных направлений пытаться сохранить еврейский фактор, еврейскую общину. Конечно, наличие синагоги, еврейской общины, даже разных направлений в религиозной жизни — это замечательный фактор.

Как говорил товарищ Маукер: «Вся святая всех святых». Это хорошо, что есть и община Хабада, и ортодоксальная, и реформистская, и так далее, и в этом смысле человек может выбрать то, что ему ближе. Но вот нам представляется, что вот только за счет приобщения к таким формальным религиозным процедурам сохранить еврейство будет достаточно непросто. Нам кажется, что все-таки огромную роль играют более новые, более современные формы приобщения к ценностям еврейской жизни. Это так называемая soft power, что-то очень жесткое, однозначное.

Это какие-то вещи, связанные с традициями поведенческими скорее, чем с религиозными, культурными традициями евреев, их ментальным устройством, принципами и ценностями жизни, имплементированными в повседневную практику.»

331 просмотров всего, 2 просмотров сегодня