Китайские супер-богатые коммунистические буддисты

Китайские супер-богатые коммунистические буддисты

Может ли Китай вывести тибетский буддизм из холода? Появились новые признаки того, что, хотя репрессии против Тибетского национализма продолжаются, атеистическое государство, возможно, смягчает свою позицию по отношению к религии — и даже к Далай-Ламе.

То, что бывший высокопоставленный представитель Коммунистической партии приглашает Би-би-си в свой дом, для большинства иностранных журналистов в Китае, может показаться маловероятной перспективой. Особенно если этот чиновник, по слухам, имел тесные связи с китайским руководством и тесно сотрудничал со службами безопасности страны.

Необходимо отпраздновать событие с размахом, но экономно и без забот? Вам поможет кейтеринг фуршет.

Но мысль о том, что такой чиновник затем пригласит Би-би-си, чтобы засвидетельствовать, как он молится перед портретом Далай-ламы, показалась бы вообще нелепой.  Даже смешной до безумия.

Но это именно то, что сделал Сяо Вунан.

Внутри роскошной пекинской квартиры Сяо, сверху его собственной буддийской молельни, находится портрет изгнанного тибетского духовного лидера, человека, которого китайское правительство издавна называло опасным сепаратистом.

Для тибетских монахов даже обладание фотографией Далай-ламы является рискованным действием, а показ его портрета в монастырях запрещен. Но там, под этим изображением, сидел Сяо, а рядом с ним сидел тибетский буддийский гуру Геше Сонам.

В то время как гуру давал понять, что он не хочет говорить о политике или Далай-Ламе, 50-летний господин Сяо настаивал, что это не имеет большого значения.

«Что касается политических проблем между Далай-ламой и Китаем… мы почти не обращаем на это внимания»

, — говорит он.

«Нам действительно трудно судить его с этой точки зрения. Как буддисты, мы обращаем на него внимание только как на часть нашей буддийской практики.»

Сяо был представлен Би-би-си китайским бизнесменом, 36 — летним Сун Кеджиа — одним из  растущего числа богатых китайцев, привлеченных в последние годы к мистике тибетского буддизма.

Растущая популярность религии в целом в Китае хорошо документирована и часто объясняется быстрым экономическим ростом Китая.

Миллионы китайцев сегодня могут иметь такое богатство, о котором предыдущие поколения могли только мечтать, но экономический рост сопровождался сейсмическими социальными потрясениями, и многие старые аксиомы были сметены.

«Однажды я столкнулся с большими трудностями и проблемами в своем бизнесе. Я чувствовал, что они не могут быть преодолены человеческими усилиями, и что только Будда, призраки и Бог могут помочь мне.»

, — говорит Сун

Так Сун стал последователем не купеческих банкиров или управляющих деньгами, а монахов — тибетских монахов в частности. И он действительно с тех пор заработал свое состояние, которое он оценивает более чем в 100 миллионов долларов.

Теперь он управляет сетью буддийских клубов и платит из своего кармана тибетским гуру, таким как Геше Сонам, чтобы они приходили и проповедовали там, давая им крайне необходимые средства для их миссий и монастырей в Тибете.

Но пока приглашенные гости Сун — бизнесмены, партийные чиновники и собственники — находят комфорт и духовность, он находит что-то другое.

«Мне нужно влияние. Моих друзей, которые приходят сюда, привлекает это место. Я могу использовать ресурсы, которые они приносят, чтобы заняться другим делом. С этой точки зрения, это также мой вклад в распространение буддизма. Это приносит хорошую карму, и поэтому я получаю то, что хочу.»

, — говорит он.

И, кажется, это работает.

Сун приглашает нас познакомиться с другими людьми, которые пользуются его клубом.


Геше Сонам (справа) благословляет бусы и часы Сун (слева) и его друзей

На полу с Геше Сонам сидит женщина, которая, по словам Сун, связана семейными узами с высшими эшелонами китайской политики.

Она и мужчина, которого она представляет в качестве старшего должностного лица в Национальной комиссии по развитию и реформам Китая и который, как представляется, является ее водителем, помещают часы, четки и ожерелья в центр круга, чтобы их благословил Геше Сонам.

За религиозной церемонией следует роскошный банкет , и позже монах признает, что ему немного неудобно все это.

«Неважно, насколько хорош еда, это просто еда»

, — говорит он.

«Иногда это занимает так много времени, и я действительно чувствую, что трачу свое время. Я стал немного нервничать. Но это также может быть способом проповедовать. Если я не пойду сюда или не пойду туда, неужели будет лучше, если я останусь в пещере и никогда не выйду?»

Буддийские монахи нуждаются в деньгах, и десятки, возможно, сотни монахов, в настоящее время ищут средства в крупных городах Китая.

Учитывая, что Китай по-прежнему официально является атеистической страной, это может показаться странным, особенно из-за связей между буддизмом и политической активностью в Тибете.

Китай, однако, не только позволяет этому буддийскому евангелизму иметь место, но и может активно его поощрять.

Поступали сообщения, что президент Си Цзиньпин — относительно говоря — более терпимо относится к религии, чем его предшественники, в надежде, что это поможет заполнить моральный вакуум Китая и остановить социальные беспорядки.

И там также давно ходят слухи, что члены китайской элиты были заинтересованы буддизмом, в том числе жена Си Цзиньпина Пэн Лиюань.

Отец президента, Си Чжунсунь, революционер и лидер Коммунистической партии, сам, по сообщениям, имел хорошие отношения с Далай-ламой, прежде чем тот покинул Китай в 1959 году.

И, возможно, именно здесь появляется Сяо Вунан, потому что есть еще один необоснованный слух, что его отец был также близок к отцу президента.

Конечно, большая часть этого — предположение, но важный вопрос заключается в том, должно ли разрешение Сяо для BBC засвидетельствовать, что он поклоняется буддийскому алтарю, способом послать сигнал?


Китайские посетители подходят к буддийскому монастырю на святом месте горы Вутай

У Сяо был еще один сюрприз в рукаве, передав Би-би-си видеозапись встречи, которую он провел с Далай-ламой в Индии — его месте изгнания  — в 2012 году.

Официальные переговоры в последний раз проходили в 2010 году, но даже они происходили только между представителями двух сторон.

Кадры Сяо — редкое свидетельство личных переговоров между самим Далай-ламой и кем-то близким к китайскому правительству.

В то время в индийской прессе было несколько неподтвержденных газетных сообщений об этом, полных спекуляций о значении, но никогда не было никакого официального подтверждения того, что это произошло, пока BBC не получила видео.

В какой-то момент в разговоре Далай-Лама говорит Сяо, что он обеспокоен деятельностью поддельных монахов в Китае.

«Я также обеспокоен этим»

, — отвечает Сяо.

«Поэтому нам очень нужен буддийский лидер, и поэтому я думаю, что Ваше Святейшество может сыграть такую важную роль.»

В другом месте Далай-Лама жалуется на весь подход Китая к Тибету.

«Давайте будем честными, китайское правительство представляется сумасшедшим в своей тибетской политике»

, — говорит он.

«Эта жесткая политика не выгодна ни Китаю, ни тибетцам, а также дает Китаю очень плохой международный имидж.»

Точная роль Сяо Вунана, когда он был в правительстве, непонятна — «просто зови меня бывший высокопоставленный чиновник», — говорит он.

Он также настаивает на том, что не действовал в качестве посланника китайского правительства, когда встречался с Далай-ламой.

Он говорит, что был в Индии в качестве исполнительного заместителя председателя организации под названием Азиатско-Тихоокеанский Фонд обмена и сотрудничества (АТЭС).

АТЭС часто описывается как организация, поддерживаемая китайским правительством,  которая участвует в некотором довольно существенном строительстве влияния, включая многомиллиардные инвестиции в развитие буддийской местности в Непале.

Далай-Лама жил в изгнании в Индии, так как он был вынужден бежать из Тибета в 1959 году
В любом случае, маловероятно, что какой-либо бывший высокопоставленный китайский чиновник смог бы посетить Далай-ламу в Индии, или, если на то пошло, был бы снят фильм,  поклонения чиновника перед его картиной, без довольно мощной поддержки в Пекине.

Так что все это может означать? Я задал этот вопрос Робби Барнетту, специалисту по Тибету Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Барнетт советует не вычитывать слишком многого из совещания Сяо Вунана с Далай-ламой, но говорит, что это не менее символично.

«Я не могу обнаружить никакой политически значимой деятельности на этой встрече,-говорит он, — но она значима как символический показатель, проблеск сдвига, который может проглядываться внутри (или рядом ) политических высот китайской системы.»

Он предполагает, что уверенность Сяо в выпуске видео не обязательно означает, что у него есть поддержка всего китайского руководства, но что он, вероятно, имеет, по крайней мере, поддержку мощной фракции внутри него.

«Мы знаем, что это должно символизировать что-то»

, — говорит Барнетт.

«Они хотят, чтобы мы увидели, что-то может происходить, что-то обсуждается.»

Вряд ли можно сомневаться в том, что запрет на портрет Далай-ламы и ужесточения контроля Китая за последние два десятилетия привели к усилению напряженности в Тибете.

На протяжении всего этого периода между двумя сторонами велись переговоры, как официальные, так и неофициальные, но мало что изменилось.

Однако в последние месяцы некоторые сообщения свидетельствуют о том, что неофициальный диалог стал более содержательным, что даже повышает вероятность того, что Далай-Ламе будет разрешено вернуться из ссылки с историческим визитом.

Итак, может ли выпуск видео Сяо Вунана рассматриваться как подтверждение того, что Си Цзиньпин действительно меняет китайский подход к тибетскому буддизму, или это просто дымовая завеса, призванная создать видимость смягчения, в то время как суровые репрессии в Тибете продолжатся?

Если ничего другого, Сяо Вунань и его храм Далай-ламы, по-видимому, являются доказательством того, что хорошо связанные члены китайской элиты в настоящее время проявляют активный интерес к тибетскому буддизму — и что монахам теперь предоставляется лицензия на их поощрение.

«Возможно, они не смогут купить свой путь в нирвану, — говорит Геше Сонам, — но в буддизме вы можете получить больше кармической награды, чем больше денег вы потратите на ритуалы.»

John Sudworth, BBC, Шанхай

1,753 просмотров всего, 1 просмотров сегодня