На какие деньги существует церковь
На какие деньги существует церковь: три конкретных примера
Сельский приход: от праздника к празднику
Отец Иоанн после учебы получил приход в деревне на 500 дворов в Черниговской епархии УПЦ МП. Церкви в селе нет. Еще в 1989-м фундамент заложили – так он и стоит. Службы батюшка проводит в молитвенном доме.
– В епархии говорят, чтобы спонсоров искал. А где же их тут найдешь? Поди, не город, – делится священник.
Как зарабатывать на жизнь в таких условиях, отца Иоанна в духовной семинарии не учили: там больше о том, как Богу служить, рассказывали. С односельчанами, которые выбились в люди (распространенная практика, когда успешные земляки для родных деревень храмы строят, проводят газ, асфальтируют дороги), тут не повезло. Батюшка надеется только на Бога.
Священник признался, что даже минимальную зарплату не получает. Единственные «живые» деньги в доме – это зарплата матушки, которая преподает в школе украинский язык. А еще – доход от хозяйства: 40 соток огорода и пасека.
Зарабатывать храм может лишь от продажи церковной утвари (свечи, иконы, крестики) и треб (крещение, погребение, венчание). Хотя все это – копейки.
– Церковную утварь мы должны закупить в епархии (если купишь в другом месте – оштрафуют), а там весь товар уже с наценкой. В Лавре, на складе, пачка свечей стоит 35 грн, еще где-то можно найти и за 28 грн, а в епархии берем по 40, – объясняет батюшка. – За требы люди нередко рассчитываются молоком, картошкой, морковкой… А надо ведь и молитвенный дом поддерживать в нормальном состоянии, и взнос в епархию заплатить.
Сумма епархиального взноса у каждого прихода своя. Зависит от доходов церкви и… личных отношений настоятеля и епископа. «Сколько настоятель сумеет выторговать, столько будет платить», – как-то проговорился один из знакомых священников. Одни платят 10%, другие и все 60%. Отец Иоанн отчисляет в епархию 25% доходов.
Сотрудники молитвенного дома работают на общественных началах. Штат – уборщица, бабуля-прихожанка, хор – несколько старушек, да казначей тетя Маруся с соседней улицы (казначей – обязательная должность в штатном расписании даже самого маленького прихода).
Праздники – единственное прибыльное время. Поэтому живут здесь от одного праздника к другому.
– Если подсчитать весь доход за год, тысячи три-четыре гривен выходит, – говорит батюшка. – Нам пришлось от газового отопления отказаться. За него нужно было 200 гривен ежемесячно отдавать, а это неподъемная сумма.
Этой осенью священник заготавливал дрова вместе с прихожанами. После кризисного года не было средств даже на то, чтобы машину дров купить.
Маленький городок: 80% доходов — на строительство
Отец Александр из Броваров (УПЦ МП) называет себя «священником широкого профиля». Кем ему только не доводилось быть: и прорабом, и строителем, и завхозом… Под его руководством уже 12 лет строится храм.
– Уж больно масштабный проект затеяли, а строим лишь на то, что зарабатываем и что спонсоры дадут, – объясняет священник.
В строительстве храма отцу Александру епархия тоже не помогает, батюшка «крутится» сам.
– Я не жду, когда ко мне богатый спонсор придет и спросит, чем помочь. Под лежачий камень вода не течет. Нужен был бетон – пошел к директору завода, объяснил ситуацию, и нам пожертвовали столько бетона, сколько нужно было. То же самое и с деревом… Теперь нужны деньги, чтобы рассчитаться с художниками за роспись храма. Квадратный метр росписи стены стоит 100 евро, потолка – 150. А нам нужно расписать 2,5 тыс. квадратных метров, – рассказывает священник. – Можно, конечно, оставшийся бетон продать и лес, но люди скажут, что батюшка – спекулянт.
Отец Александр говорит, что 80% доходов идут на строительство, остальные двадцать – на содержание храма (в эти 20% входят и отчисления епархии). Зарплата и у него, и у священников, которые служат в храме (их трое), минимальная. Основной заработок – проценты от треб.
– Я священникам так сказал: «Волка ноги кормят. Хотите заработать – святите дома, крестите детей, венчайте». Чем больше треб исполнили, тем больше заработали. Но определенный процент должен идти на храм.
– А как же вы проверяете, по-честному ли распорядился заработком подчиненный?
– Никак не проверишь. Единственный контроль – совесть.
Приход в большом городе содержат спонсоры
Отец Анатолий, в прошлом метеоролог, 25 лет прослужил в Макаровском храме на Татарке (УПЦ МП). Эта церковь – уникальная: единственная в Киеве, где еще осталось печное отопление и где просфоры пекут в печи. Приход не из бедных: при нем действуют и воскресная школа, и трапезная, сейчас еще и духовно-просветительский центр собрались строить. Газовое отопление могут позволить, но по технике безопасности не положено, да и антураж уже не тот будет. Печки, тканая дорожка посреди храма и деревянные рамы икон подкупают простотой и создают уют.
Тут меценатов не ищут – отец Анатолий говорит, что их им «Господь посылает». Например, один из спонсоров пожертвовал храму машину.
– А как же вы жили в советские времена?
– На бабушкины пенсии. Кто рубль даст, кто три… Тогда ведь и деньги тратить не было куда. Ничего строить, восстанавливать не разрешали. Помню, решили купол позолотить, так по всему Союзу сусальное золото искали – невозможно было купить. Ни о каких воскресных школах и речь не шла.
Сейчас в штате храма числятся пять священников, два дьякона, бухгалтер и уборщица. Сколько зарабатывают священники и какую часть заработка они отдают приходу, известно лишь им и Богу. Один мой знакомый батюшка рассказывал, что ведет две бухгалтерские книги. Одна – для отчета в епархию. Другая – для себя. В нее священник записывает «подработки» (крестины на дому, освящение квартир, машин…), которые не попали в «белую» бухгалтерию. Говорил, что по-другому не получалось: чем больше у прихода доход, тем больше приходится отдавать в епархию. А батюшка хотел на ремонт храма скопить.
Отец Анатолий уверяет, что епархия стяжательством не занимается и отчисления в нее символические. А более богатые церкви помогают бедным.
– К нам приезжал молодой священник из Черкасской епархии. Получил после семинарии приход, а там ничего не было. Так мы облачение старое отдали, чашу… Недавно открылся приход в детской инфекционной больнице, так тамошний отец Вячеслав и вовсе ничего не платит. Даем время стать на ноги, – объясняет отец Анатолий, который сейчас занимает пост благочинного центрального округа (старший над священниками этого района). – А кто сколько себе в карман кладет – это на его совести.
2,700 просмотров всего, 2 просмотров сегодня