Аргументы в пользу секуляризации

ПОЛОЖЕНИЯ
извлеченные из исследования А. Завьялова: «Вопрос о церковных имениях при Императрице Екатерине II.
СПБ. 1900».

1. Возникшие на правильном каноническом основании церковные учреждения самым существованием своим предполагают неоспоримое право на имущественные средства, но владение церковных учреждений населенными имениями не принадлежит к неотьемлемым правам сих учреждений.
2. Происхождение населенных церковных имений нужно искать в исторических, а не канонических источниках, почему и осуществление имущественного права церкви под видом владения таковыми имениями подчиняется не столько нормам канонического, сколько вотчинного права.
3. Церковные учреждения, вступив во владение вотчинами, с тем вместе молчаливо приняли на себя обязанности за вотчины перед государством, на ряду с вотчинниками и помещиками.
4. По историческим обстоятельствам распределение вотчин между церковными учреждениями одной и той же степени было неравномерное, а при таком условии сохранение вотчинного права неприкосновенным препятствовало целесообразному развитию всех учреждений в достижении общих церковных целей.
5. Крепостное право, несвойственное самой природа церковных учреждений, возникшее на вотчинном их праве, положило свою тяжелую руку на отношения между церковною властью, клиром и паствою, повсюду угнетая выражения евангельской свободы и любви.
6. Опыты упорядочения владения и управления церковными имениями, предпринятые церковною властью, оказались неудовлетворительными, как в исполнении повинностей за них пред государством, так и в смысле. закономерного распределения вотчинных доходов между самыми учреждениями.
7. Вотчинное право церковных учреждений и в своем происхождении и в истории стояло в зависимости от государственной власти. При общем напряжении государственных средств в эпоху петровских преобразований исполнение обязанностей за вотчины требуемо было с особенною решительностью и привело к переложению прежнего права владения на право распоряжения вотчинами. Эта новая формула вотчинного церковного права усвоена была церковною властью.
8. При отобрании церковных вотчин в 1763/4 г., за неисполнением обязанностей, созданных вотчинным правом, государственная власть признала, что все церковные учреждения имеют право на имущественную поддержку со стороны государства, что количество самых учреждений должно соответствовать потребностям церкви, а размер воспособления им со стороны государства должен отвечать действительным запросам учреждения. Во избежание резкого перехода к новому положению прежние крупные вотчинники получили усиленный штат.
9. И по намерениям, изображенным в указах и манифестах Императрицы Екатерины II, и по исполнению церковно-имущественная реформа 1763/4 г. имеет значение главным образом принципиальное, почему арифметический подсчет непосредственной материальной выгоды или невыгоды этой реформы для церковных учреждений не представляет существенной важности в историческом процессе образования церковно-имущественного права.
10. Несомненная польза реформы состояла; а) в уничтожении крепостных отношений между иерархией, клиром и паствою, б) в освобождении сил церковной власти, дотоле связанных заботою о вотчинах, для более высокой и производительной деятельности, в) в уравнении достоинства церковных учреждений, исполняющих одно и то же служение в церкви Божией, г) в уяснении истинных начал для возникновения новых церковных учреждений, д) в установлении преимуществ просветительной миссии церковных учреждений перед экономическою, с указанием способов и надежных средств для духовного образования и просвещенной благотворительности, и е) въ усвоении высшей церковной власти (потенциально принадлежавшего ей всегда) права разрешать церковноимущественные вопросы сообразно с пониманием общецерковных целей, достигаемых посредством имущества.

2,247 просмотров всего, 1 просмотров сегодня