Секуляризация монастырских земель в России

Исторически с принятием христианства церкви и монастыри могли иметь в своем владении и пользовании земельную собственность. Монахи имели право пользоваться только общей собственностью, принадлежащей монастырю и предназначенной для минимального продовольствия, благотворительности, финансирования духовных школ, а также для церковного строительства. Право собственности на землю было зафиксировано в византийском Номоканоне, который в русской традиции стал именоваться Кормчей книгой Православная энциклопедия

В России историю секуляризации можно проследить с конца XV века, когда ставилась под сомнение правомерность увеличения церковного землевладения. Процесс приобретения имений духовенством вошел под контроль Ивана IV. В конечном итоге, при нем было запрещено увеличивать церковные и монастырские земельные владения. В XVII столетии на основании Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года был образован Монастырский приказ. В его компетенцию входил вопрос о сборе доходов с земель духовенства.

При Петре I не было единого закона о секуляризации, но на практике монастырские земли подлежали частичной конфискации. В первой четверти XVIII века имения духовенства сократилось примерно на 6 тысяч крестьянских дворов.

Важные перемены в области церковного законодательства произошли при императоре Петре I. Главным источником для последующих реформ стал Духовный Регламент, подготовленный императором совместно с епископом Феофаном Прокоповичем и подтвержденный подписями духовенства Московской губернии 25 января 1721 года. Закон определял правовое положение духовенства в Российской империи и имел большое влияние на церковную политику второй половины XVIII века.

Екатерина II стала продолжать основные направления церковной политики Петра I, хотя за время ее царствования было предпринято множество нововведений.  Секуляризационная реформа была нацелена на улучшение общего финансового положения в стране. В первый год правления Екатерины II дефицит бюджета составлял 8 % от суммы доходов .

Реализация церковной реформы началась с решения Екатерины II на время отменить указ о секуляризации церковных имений Петра III, подписанный им 19 февраля 1762 года. В данном случае под секуляризацией понимается передача земельных владений монастырей вместе с жившими на них монастырскими крестьянами в ведение государства. Такое решение было принято 12 августа 1762 года. Основные положения церковного законодательства Петра III в Сенате были подвергнуты критике. В одном из манифестов отмечалось, что император проявлял грубое неуважение к православной вере, более того «начал помышлять и о разорении самых церквей…»

Вскоре императрица вернулась к решению вопроса о секуляризации церковных имений. Мера по их возвращению в собственность духовенства была предпринята на короткое время.

29 ноября 1762 года была учреждена специальная Комиссия о духовных имениях Полное собрание законов Российской империи. — СПб, 1830. — Т. 16. — № 11716.. В нее вошли: новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), санкт-петербургский архиепископ Гавриил (Кременецкий), переяславский епископ Сильвестр (Страгородский); обер-прокурор князь А. С. Козловский, князья А. Б. Куракин, С. В. Гагарин, сенатор граф И. И. Воронцов и статский советник Г. Н. ТепловПравославная энциклопедия. Русская Православная Церковь — М., 2000. — С. 115.. Новый вариант реформы разрабатывался в течение полутора лет..

В 1763 году в соответствии с докладом о духовных имениях была образована Коллегия экономии, находящаяся в ведении Сената. Коллегия должна была управлять бывшими духовными имениями вместе с бывшими монастырскими крестьянами, вести хозяйственный учет и содержать учрежденные духовные штаты Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). — М.: РГГУ, 2001. — С. 392..

Завершающий этап реформы был реализован 26 февраля 1764 года с изданием Манифеста о секуляризации церковных имений. В результате, все имения Синода, архиерейских домов и монастырей были лишены порядка 910 тысяч душ крестьян и 8,5 миллионов десятин земли. Секуляризация предусматривала денежную компенсацию для монастырей и архиерейских кафедр. Двадцать шесть епархий были разделены на три категории. В соответствии с этим назначался фиксированный доход.

В первую категорию вошли Новгородская, Санкт-Петербургская и Московская епархии, которые получали соответственно 11031, 15 000 и 7510 рублей в год. Государственное жалование на мужские монастыри первых трех классов насчитывало в среднем по 60-70 рублей на человека, а в женских монастырях — по 30 рублей  .

Секуляризация предусматривала введение монастырских штатов, согласно которым определялся порядок содержания монастырей. Большинство из них относились к третьему классу и заштатным (почти 300). Всего в штаты вошло 272 монастыря, то есть менее четверти из общего числа в Великороссии. 573 монастыря были упразднены, что составляло от всего количества 54%. Незакрытые монастыри (около 195 по численности) существовали за счет небольших земельных участков, которые обрабатывалась местными монахами. При этом государственного жалования они не получили. Данное положение отразилось в докладе от 31 марта 1764 года «О безвотчинных и на своем содержании состоящих монастырях и пустынях» Денисов В. В. История монастырей Верхнего Поволжья (вторая половина XVIII — начало XX вв.). — Ярославль, 2012. — С. 60..

В ходе реформы некоторые монастыри стали приписными или новыми приходами. Они могли использоваться также для государственных нужд. Например, московский Симонов монастырь использовался под казармы.

В ходе секуляризации, предпринятой Екатериной II, значительно изменилось экономическое положение приходского духовенства.

Материальное обеспечение причта, согласно Духовному Регламенту, находилось в ведении прихода, а установление фиксированных денежных доходов входило в обязанности Святейшего Синода.

Основным источником дохода приходского духовенства была плата прихожан за церковные требы. Доходы от них были незначительными. Они составляли в среднем от одного до четырех рублей в год на штат приходской церкви.

При Екатерине II были установлены минимальные суммы за требы. За крещение младенца для оплаты предписывались три копейки, за свадьбу и погребение взрослых — десять. Исповедь и причастие к этому ряду не относились. В остальном каждый прихожанин мог жертвовать по своему усмотрению. Указанные нормы вывешивались в храмах для всеобщего сведения..

Средний размер доходов священника в приходе включал в себя оплату за требы, помощь пищевыми продуктами, урожай с земли, приписанной к приходской церкви, который священнику нередко приходилось обрабатывать самому. Кроме того, иереи могли пополнять свои доходы, обучая детей чтению и письму в народных школах, занимаясь переплетным делом. Денежный доход одного из сельских священников, оставивших после себя дневник, составлял 10 рублей в год. Доход от участка земли достигал 40 рублей, а натурой он получал примерно 21 рубль в год.

Источник

5,434 просмотров всего, 1 просмотров сегодня