Церковная собственность в Царской России

Имела ли Церковь собственность в Российской империи

Прогрессивная Европа требует «to return without delay the property of religious institutions» (с) OPINION No. 193 (1996) on Russia’s request for membership of the Council of Europe

В рамках информационной истерии по поводу передачи имущества религиозного назначения собственно религиозным организациям, часто муссируется утверждение о том, что якобы у РПЦ никакого имущества на момент 1917 и не было. Дескать, Церковь была частью государства, всё её имущество было переведено в «госсобственность» ещё Петром и Екатериной, и стало быть, возвращать Церкви нечего. Попробуем разобраться, правда это или нет?
Для начала вспомним пресловутый декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Точнее, его п. 13, который гласил:

«Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».

Интересно, как же собирались большевики «национализировать» имущество церковных обществ, если этого имущества, как утверждают антиклерикалы, вовсе не существовало?

Далее, обратимся к работе под названием «Правовое регулирование имущественных прав русской православной церкви в имперский период» , выполненой в Нижегородском Государственном университете им Н. И. Лобачевского. Авторы: Романовская В.Б., д.ю.н.; профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета; Данилова Е.В., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

«В Своде Законов о состояниях людей в государстве в редакциях 1835, 1842 и 1851 года также большое внимание было уделено имущественным правам церкви, особенно в части наделения и управления землей. «Монастырям и архиерейским домам разрешалось иметь во владении отводимые от казны земли и другие угодья, в том числе для рыбной ловли».

Что касается учреждений, которым принадлежало церковное имущество в синодальную эпоху, то в российском законодательстве говорится об имуществе, принадлежащем Святейшему Синоду, архиерейским домам, приходским церквям, а также монастырям, православным женским общинам, бесприходным городским храмам, духовно-учебным заведениям, попечительствам о бедных духовного звания…»

Т. о. было имущество и у монастырей, и у приходов, и у епархиальных управлений (архиерейских домов).

Ну, а что же екатерининские реформы? Действительно, был манифест оной императрицы от 26 февраля 1764 года провозгласил секуляризацию церковного имущества, но касался он монастырских земель. При этом в собственности монастырей всё же оставались небольшие незаселенные участки: сады, огороды, пастбища.
Более того, после Екатерины ситуация начала откатываться назад. Указом императора Павла от от 18 декабря 1797 года (22) на каждый монастырь было отмежевано по 30 десятин выгонной земли, а также монастыри получили право заводить мельницы. Далее, вступил в дело Александр I:

«Указом от 8 июля 1805 года монастыри получили возможность принимать в дар и по завещанию ненаселенные участки земель, но на покупку земель требовалось разрешение императора. Указ от 24 мая 1810 года разрешал монастырям уже беспрепятственно приобретать земли путем покупки … Согласно этим указам, церковь постепенно обретала статус юридического лица: ей было разрешено принимать в дар и по духовному завещанию земли ненаселенные, а указом 1810 года церковь вновь получила право приобретать ненаселенные земли покупкою».

Согласно Городовому положению от  16 июня 1870 г:

«Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивает в пользу города установленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст.17), пользуются правом голоса на городских выборах чрез своих представителей»

 

 

 

Свод законов гражданских: Т. 10: Книга 2: О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще
Гл. I. Об имуществах недвижимых, движимых, раздельных, нераздельных, благоприобретенных и родовых
384. Недвижимыми имуществами признаются по закону земли и всякие угодья, дома, заводы, фабрики, лавки, всякие строения и пустые дворовые места (а), а также железные дороги 

Во второй главе четко разделяется государственное имущество и церковное:

 Об имуществах государственных, удельных, принадлежащих разным установлениям, общественных и частных

406. Все имущества, не принадлежащие никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворцовому ведомству, ни уделам, ни установлениям, принадлежат к составу имуществ государственных.

413. Имущества, принадлежащие разным установлениям, суть: 1) имущества церковные, монастырские и архиерейских домов, земли, угодья и мельницы, к церквам, монастырям и архиерейским домам приписанные, и все движимое их имущество (а); 2) имущества, принадлежащие государственным кредитным установлениям (б); 3) имущества, принадлежащие богоугодным заведениям (в); 4) имущества, принадлежащие учебным и ученым заведениям (г); 5) войсковые капиталы Донского и других казачьих войск

РАЗД. II. – О существе и пространстве разных прав на имущества
Гл. I. О праве собственности

420. Кто, быв первым приобретателем имущества, по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться им вечно и потомственно, доколе не передаст этой власти другому, или кому власть эта от первого ее приобретателя дошла непосредственно или через последующие законные передачи и укрепления, тот имеет на это имущество право собственности.

Подведём итог: рассмотренный антиклерикальный аргумент на деле оказался пропагандистской пустышкой, как это часто и бывает.

3,573 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

1 thought on “Церковная собственность в Царской России

  1. Таира:

    Неотчуждаемость церковных земель позже потребовалось защитить и внутренними законами, так как с освобождением от ига Золотой Орды великокняжеская, а затем царская власть, стала нервно реагировать на старые ханские ярлыки церкви. Собор русских святителей 1503 г. принял к сведению ханские ярлыки