Молитвенные здания в СССР

 

Игорь Ростиславович Шафаревич, Законодательство о религии в СССР,
(Доклад комитету прав человека)

Основные законы о религии в Советском Союзе это Декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 23 января 1918 г. (1)* и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. (2). Дальше мы будем их цитировать как «Декрет» 1918 г. и «Постановление» 1929 г. Они были дополнены инструкциями (3) и (4), которые мы будем цитировать как «Инструкции» 1931 г. и 1961 г.

  1. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г.
  2.  О религиозных объединениях. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.
  3.  О порядке проведения в жизнь законодательства о культах. Инструкции Постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов от 30 января 1941 г.
  4. Инструкции по применению законодательства о культах. Утверждена постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и постановлением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, 16 марта 1961 г.

Верующие, составляющие религиозную общину, могут получить от Исполкома районного или городского Совета молитвенное здание в бесплатное пользование или пользоваться для молитвенных собраний помещениями, предоставляемыми частными лицами или органами власти на правах аренды («Постановление» 1929 г., §10, «Инструкция» 1961 г., §29). Предусмотрена и возможность строительства молитвенного здания («Постановление» 1929 г., §45).

Право общины на регистрацию никак не связано с обладанием молитвенным зданием и поэтому отсутствие подходящего для этих целей здания не может служить мотивом отказа в регистрации. Что такой связи нет, видно уже из приведенных указаний на возможность аренды или строительства молитвенного здания. В «Инструкции» 1931 г. говорится:

«Зарегистрированная община обязана в месячный срок со дня регистрации представить регистрирующему органу сведения о месте молитвенных собраний и заседаний их исполнительных органов, а в случае отсутствия у них специального помещения для молитвенных собраний также и сведения о месте собраний религиозного общества или группы» (§33).

Так же и в разделе о закрытии молитвенных зданий («Постановление» 1929 г., §40) явно выражено отсутствие связи между регистрацией и обладанием молитвенным зданием.

Но в разделе о регистрации религиозной общины этот принцип нигде явно не сформулирован, а фразы вроде «заключение… по вопросу регистрации религиозного объединения и открытия молитвенного дома» («Инструкция об учете религиозных объединений» (5), §2в, «Инструкция» 1961 г., §19) – использование союза «и» могут создать неправильное представление о связанности этих двух актов. Практические последствия этого мы увидим.

Следует указать на важную положительную сторону законодательства в разбираемом вопросе. Оно не возлагает на регистрирующие или любые другие государственные органы бремя решения вопроса о том, есть ли необходимость в создании религиозной общины или же в приобретении ею молитвенного здания. Это вполне соответствует принципу отделения церкви от государства: орган атеистического государства не может судить о нуждах религиозной общины. Единственное, что необходимо – это пожелание, высказанное достаточным числом верующих, и то, чтобы их учение удовлетворяло некоторым условиям (к сожалению, не сформулированным точно). Неукоснительной применение этого принципа было бы очень важно.

1,955 просмотров всего, 4 просмотров сегодня