Экономика РПЦ: церковь и деньги

Пост пользователя Batjok на портале Пикабу.

Добрый вечер, уважаемое сообщество!

Этот пост о финансовой деятельности Церкви в рамках прихода. Как работают епархия или Патриархия я, увы, не в курсе, сам не работал там, и моё познание заканчивается тем, что я сдаю епархиальный налог каждый месяц и раз в год — отчёт о финансовой, духовной, миссионерской деятельности прихода. Но я думаю, будет всё равно интересно, ведь многих волнуют именно вопросы финансов на приходском уровне: почему за требы нужно платить, почему в храмах есть лавки, на что живут священники, на строятся храмы и т. д.

Ну что, с Богом!

1) О платных Таинствах и требах (крестины, венчания, отпевания и т. д.)

Тоже было много вопросов по типу: «А что, если нет денег? Или нет той суммы — к Богу уже нельзя?»

Можно. И не только можно, но и нужно, если есть желание. Всегда можно подойти и обсудить это со священником, и если у вас действительно тяжелая ситуация, то и покрестят, и отпоют, и повенчают, и квартиру освятят бесплатно либо за сколько дадите. Кстати, есть немало храмов, где Таинства и требы проводятся на пожертвование. Цена — это ориентировочное пожертвование. Я пробовал у себя сделать всё на пожертвование, но это не сработало. Многим было неловко, они звонили в соседние храмы узнавать, что сколько стоит у них. А кто-то приезжал на роскошных машинах и давал смешные суммы (на халяву же!).

Подытожим: все требы в храме можно получить абсолютно бесплатно, если подойти к священнику и поговорить. Но если у вас достаточно денег, и вы не хотите никак отблагодарить священника (а также чтеца, певчего, уборщика) и помочь храму — ну это на вашей совести. Потому что храмы живут на средства людей, которые ходят в них.

2) В комментариях не раз проскакивали вопросы о торговле в храмах. Ведь Иисус Христос, как многие знают, изгнал из храма торговцев. «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.»

Почему тогда сейчас торгуют?

На самом деле всё не так просто с этой евангельской историей, как кажется. В те времена иудеи находились под гнётом Рима, и широко использовали римские деньги, на обратной стороне которых был изображён римский император. Такими деньгами в храме было расплачиваться нельзя, потому что римский император, как мы помним, считался божеством. Соответственно, его изображение приравнивалось к идолу, и вносить идола и расплачиваться им в храме было запрещено. Так как Израиль того времени имел достаточно широкую автономию в Римской империи, у него была и своя внутренняя валюта. Ещё немаловажный момент: это происходило перед иудейской пасхой, когда в Иерусалим стекались иудеи со всей Римской империи. И если в обычное время в притворе храма может и сидел какой-нибудь один маленький меняла (а может и не сидел) и немного торговали телятками и барашками, которых приносили в благодарность Богу, то в эти дни там творился настоящий вертеп. В храме куча «точек обмена валюты», которые меняли деньги по тому курсу, по которому хотели, а у паломников не было особого выбора. Плюс столпотворение животных — короче говоря, настоящий базар. Паломников практически грабили в предпасхальные дни. Плюс к тому — эти деньги не шли в храм, если там была какая-то лавочка от храма — дай Боже. Разбойники? Вполне себе! И всё это покрывалось фарисеями, элитой иудейского народа, которые на этом зарабатывали. И вот представьте: входит Бог в свой дом, и видит базар. Дальше вы знаете, что было.

Ещё раз хочу повториться: среди года там тоже торговали жертвенными животными, но ради содержания храма и всей его инфраструктуры.

Наши нынешние церковные лавки никак не попадают под ту историю про изгнание торговцев — они в большинстве случаев небольшие, да и прибыли с них не так много, как многим кажется. Прибыль, конечно, есть, она идёт на деятельность храма, и дальше в посте я расскажу подробнее о расходах. Кстати, во многих храмах лавки находятся на улице либо в коридоре, чтобы не мешать молитве, и я считаю это правильным вариантом, у меня будет так же.

О закупочных ценах и накрутках. Многие думают, что в храмах действительно огромные накрутки. Это касается в основном свечей, но во многом зависит от храма и от места. С другой утварью так не получится. Вот например, икона стоит в храме 250 рублей. Её изготовил завод, купил человек, привез и продал епархии, уже у епархии её покупают храмы. И если с завода она вышла за 50 рублей, то уже храм её купил за 200. Хотя опять же, во многом зависит от места, в той же Троице-Сергиевой Лавре, например, свечи на пожертвование, но у них огромный поток людей. В больших соборах и монастырях, где опять же огромный поток людей, скорее всего будут ниже цены на утварь и записки на пожертвование. Если так сделать в маленьких храмах в небольших городах, поселках, спальных районах — они просто умрут. Вот и ответ почему в храмах стоит определенная цена — потому что вся церковная утварь не берётся из воздуха.

3) Расходы храма.

На что же идут деньги, полученные из церковной лавки, с треб и данные меценатами?

Во-первых, это, конечно же, зарплата штата. Он состоит из священников, диаконов (не во всех храмах), чтецов, регента, певчих, свечниц (тех, кто сидит в лавке), уборщиков, также может быть дежурный по храму, охрана, учителя воскресной школы, социальные работники, секретари, бухгалтер и юрист (обычно по одному на много храмов) — это полный штат большого храма. Размер штата может варьироваться в зависимости от его размера.

Ещё три года назад за землю под новопостроенными храмами платилась аренда каждый квартал. Сейчас есть возможность безвозмездного пользования, но далеко не все успели переоформиться и до сих пор платят аренду, как раньше.

Вода, электричество, отопление, газ и т. д. нам тоже достаются не бесплатно, а на тех же условиях, что и всем.

И конечно же, епархиальный налог. Он накладывается индивидуально на каждый храм и платится каждый месяц.

Возьмём три примера: большой старинный собор в центре большого города, имеющий историческое значение; собор на окраине; небольшой храм в посёлке с населением 15-20 тыс. человек. Примеры взяты с конкретных храмов, не сферических храмов в вакууме.

а) Рассмотрим первый пример — большой старинный собор в центре города. В этом месте в день проводится масса служб — ранняя литургия, поздняя литургия, акафисты в течение дня, вечернее богослужение. Здесь огромный штат священников, диаконов, пономарей и чтецов, 4-5 регентов, около 30-40 певчих. Церковная лавка небольшая, там практически не продают церковной утвари — немного икон, книг, свечи, можно подать записку. Здесь проводится не очень много треб, в основном венчания — потому что очень красиво. Учитывая то, что это центр города, и в округе жилых домов совсем немного — постоянных прихожан мало. Приходит много туристов, но это в основном иностранцы — они ничего не покупают.

На что же живёт этот гигант? Помимо выплаты зарплат не стоит забывать о необходимости реставрации, ведь храм является достоянием ЮНЕСКО. Недавно была проведена масштабная реставрация, которая судя по объёму проведённых работ стоила не один десяток миллионов. Из чего мы легко можем сделать вывод, что прибыли, которую получает такой храм с треб и свечей едва хватает на то, чтобы оплатить зарплаты штату. Такие гиганты содержатся и реставрируются на деньги меценатов и богатых прихожан этих храмов (а их, учитывая, что это центр города, немало)

б) Второй пример — достаточно крупный собор в спальном районе. Здесь ситуация гораздо интересней. Здесь очень много прихожан, община очень живая. Служб поменьше, но они всё равно проходят каждый день. Здесь развитая инфраструктура: несколько приходских помещений, где проходит воскресная школа, разные кружки, проводятся мероприятия. Всё это за счёт храма. Также присутствуют детские площадки. На большие праздники на территории храма проходят гуляния, бесплатные мастер-классы, благотворительная ярмарка. Здесь достаточно большая церковная лавка, стоящая отдельно от храма. Также этот храм занимается благотворительной деятельностью: помощью малоимущим и многодетным семьям.

Штат этого храма где-то на 25% меньше чем в предыдущем примере. Этот храм уже в большей степени зависит от церковной лавки, мастерских и треб, но всё равно не обходится без помощи меценатов, т. к. в этом храме ведётся обширная социальная работа.

Сюда вставлю, кстати, небольшое отступление насчёт машин. Машины священников этого храма: Лада Ларгус, Фольксваген Шаран (2005 г.), Киа Пиканта, БМВ (не знаю, какая, но 2001 года), Рено Логан, у троих машин нет. В самом деле хорошая машина у настоятеля, стоимость в районе 2 -2,5 млн, но ему её подарили несколько благодетелей на юбилей. Но я считаю, что он заслужил, посвятив этому месту более 20 лет.

в) Храм в небольшом посёлке городского типа.

Настоятель этого храма построил его сам. Он сам строитель и кузнец, и на деньги, заработанные им и сыновьями, он потихоньку стоил храм (ещё не будучи священником). Прихожан много, треб — не очень, потому что дома строятся не каждый день, детей рождается немного, венчаться стараются в более красивых храмах. Население победнее, меценаты в таких местах не живут и даже о них не знают. Штат храма очень маленький — 2 священника, регент и трое певчих, храм убирает его матушка, есть один охранник. Приход никогда не был богатым, а с приходом кризиса настоятелю пришлось и вовсе открыть небольшую булочную, в которой работает его семья.

Как вы уже догадались, храм полностью содержится на его деньги. Кстати, в этом месте до сих пор платят аренду за землю.

У меня есть ещё много примеров, но не будем растекаться мыслью по древу. Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод, что храмы не существуют только за счёт церковной лавки и треб, проводимых в храме. Этих денег чаще всего хватает на зарплаты и содержание храма, такие вещи как ремонт, строительство, благотворительные программы могут потянуть, может быть, единицы из храмов всей России. Строятся храмы исключительно на частные пожертвования крупных благодетелей — богатых людей, бизнесменов.

4) И кратко о контроле финансов. Существует такой орган как Церковный совет при каждом храм. В Церковном совете есть Ревизионная комиссия, которая контролирует средства, получаемые непосредственно храмом. Церковный совет имеет власть на приходе, он своим решением и с одобрения архиерея может сменить настоятеля. Так же при многих храмах существует Попечительский совет — это совет благотворителей, который контролирует, на что идут деньги, выделенные ими на храм.

5) О зарплате священников.«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:13-14). Бытует мнение, что зарплату священникам платит государство — это не так. С чего бы, если мы от государства отделены? Зарплата, естественно, разнится в зависимости от региона. В Питере и области средняя зарплата штатного священника — от 20 до 40 тыс., в зависимости от места. Плюс частные пожертвования. Не стоит забывать, что большинство священников — белое духовенство, у которых есть жена, дети, родители, которых нужно прокормить. Жена часто не работает из-за большого количества детей.

В самом деле богатых священников я, думаю, где-то 2%, но у них чаще всего есть какое-то дело помимо церкви. К примеру, я знаю человека, который рукоположился в священнослужители в зрелом возрасте имея сеть аптек и ресторанов.

2,301 просмотров всего, 6 просмотров сегодня