Евреи и деньги

Евреи и деньги

Идея о том, что евреи хорошо разбираются в деньгах и заработке криптовалюты— один из древнейших  стереотипов о евреях. Но нельзя отрицать, что евреи хорошо представлены в финансах и бизнесе.

 В Китае книги, рекламирующие предполагаемые секреты еврейского финансового успеха, стали бестселлерами, в то время как во всем мире антисемиты долгое время выступали против предполагаемого контроля евреев над международными банковскими операциями.

Как и многие стереотипы, этот имеет свои истоки в исторической реальности. Евреи уже давно широко представлены в сфере финансов и бизнеса. Это обычно связывают с тем, что на протяжении веков евреи были исключены из профессиональных гильдий и лишены права владеть землей, что заставляло их работать купцами и финансистами. Однако некоторые ученые утверждают, что исторические данные не подтверждают этот тезис и что еврейский финансовый успех объясняется высоким уровнем грамотности населения.

Какими бы ни были его причины, еврейский бизнес и финансовый успех чаще всего были главной движущей силой антисемитизма. Шейлок — персонаж Шекспира, кредитор, который извлекает фунт плоти из обанкротившегося должника, является одной из самых известных карикатур в истории еврейского бизнесмена. Эта карикатура придавала зловещий оттенок жадности и эксплуатации еврейским финансовым сделкам,которые будут использоваться для оправдания антиеврейских мер на протяжении многих столетий. Предполагаемый еврейский контроль над мировой финансовой системой — особенность того, что некоторые называют экономическим антисемитизмом — был главной темой в войне Гитлера против европейских евреев, антисемитских разглагольствований отца Кофлина в Соединенных Штатах и царской подделки протоколов сионских мудрецов. Связанные с этим оскорбления включают утверждения о том, что евреи богаты, жадны и скупы, одержимы материальными благами и прибылью и что они используют свои экономические преимущества, чтобы помочь своему собственному народу, в ущерб общественному благу. То есть утрируют отношение евреев к деньгам.

Происхождение евреев и денежный стереотип

Карикатура на еврейских биржевых спекулянтов, опубликованная в немецком сатирическом журнале Fliegende Blätter в 1851 году. (Викимедиа)

Евреи деньги анекдот: «Шел еврей по улице. Нашел деньги. Посчитал. Не хватает!!!»

Евреи были связаны с ростовщичеством, по крайней мере, на протяжении тысячелетий. Наиболее распространенным объяснением этого было исключение европейских евреев в Средние века из различных гильдий, их заключение в гетто и ограничения, мешающие им владеть землей. Кроме того, средневековое христианское богословие утверждало, что взимание процентов (известное как ростовщичество) было греховным, что удерживало многих христиан от того, чтобы становиться финансистами. Таким образом, на поле стали преобладать евреи. Историк Говард Сачар подсчитал, что в XVIII веке “возможно, что три четверти евреев в Центральной и Западной Европе были ограничены ненадежными занятиями розничной торговлей» и «уличным банковским делом», то есть ростовщичеством.» Тот факт, что христиане считали такие занятия несовместимыми с их религиозными принципами, питал представление о том, что евреи морально неполноценны, готовы заниматься неэтичной деловой практикой, которую отвергали достойные люди.

Альтернативное объяснение заключается в том, что склонность евреев к финансам является результатом не профессиональной изоляции, а еврейского акцента на обучении и грамотности. Ряд ученых выдвинули версии этого тезиса. В своей книге «Избранные немногие: как образование сформировало еврейскую историю», опубликованной в 2012 году, экономисты Маристелла Боттичини и Цви Экштейн утверждали, что с разрушением древних храмов в Иерусалиме и началом еврейской диаспоры, еврейская преемственность внезапно стала зависеть от широко распространенной религиозной грамотности. Те, кто получал образование, оставались евреями, в отличие от тех, кто ассимилировался и обращался в другую веру. Со временем еврейская община превратилась в уникально образованное население, что, в свою очередь, побудило евреев отказаться от сельского хозяйства в пользу более высокооплачиваемых профессий и предприятий.

Эволюция стереотипа

Из факта чрезмерной представленности евреев в профессиях, которые христиане в значительной степени считали дегенеративными, возник стереотип еврея как воплощения коммерческой жадности, эксплуататора бедных и источника экономической боли и страданий для масс. Возможно, ничто так не укрепило этот образ в Европейском воображении, как Венецианский купец — где представлен еврей считает деньги. В этой пьесе, написанной в конце 16-го века, Шейлок — еврейский ростовщик, который предоставляет кредит, гарантированный фунтом плоти от христианского купца Антонио. Когда корабли Антонио теряются в море, и он не может погасить кредит, Шейлок вызывает его в суд, где, несмотря на то, что ему предлагают вдвое больше первоначального кредита в качестве погашения, он настаивает на том, чтобы потребовать свой фунт плоти, который он планирует получить, отрубив его от тела Антонио ножом.

Шейлок

Хотя ученые не согласны с тем, отражал ли Шекспир укоренившийся антисемитизм своего времени или предлагал тонкую критику, Шейлок стал синонимом не только еврейской жадности, но и антисемитизма в целом, восприятие углубляется ранними сценическими изображениями персонажа как мстительного злодея. Шейлок оказал длительное влияние на изображение евреев в английской литературе и использовался нацистами в качестве пропагандистского образа. Десятки постановок Венецианского купца были смонтированы в нацистской Германии в 1930-х годах.

Евреи занимали видное финансовое положение в Европе, что делало их готовыми козлами отпущения во времена экономического кризиса. Веками так называемые придворные евреи выступали главными финансистами проектов европейской аристократии. В 1760-х годах один из этих придворных евреев, Майер Амшель Ротшильд, основал в Германии банковский бизнес, который со временем вырос в огромный международный конгломерат и принес одно из крупнейших семейных состояний в мировой истории. Имя Ротшильдов стало синонимом еврейской финансовой власти, использовавшейся как стенография для скрытной и чрезмерной власти евреев, которые, как утверждалось, владели экономической судьбой мира. Несмотря на свое еврейское происхождение (его родители в детстве обратили семью в протестантизм), Карл Маркс, философ, который первым популяризировал идею о том, что капитализм по своей сути является эксплуататорским, выделял евреев, в частности, за их роль в его продвижении.

Поскольку ростовщичество превратилось в институционализированное банковское дело, евреи продолжали занимать ведущие позиции в финансовом мире. По всей Европе в 18-м и 19-м веках евреи построили ряд влиятельных банков, чем еще больше подпитали антисемитские теории заговора. Во время массовой иммиграции евреев в Соединенные Штаты, начиная с конца 19-го и начала 20-го веков, евреи заняли видные позиции в растущем финансовом центре Нью-Йорка, основав Salomon Brothers, Lehman Brothers, Goldman Sachs и другие. Они также занимали видное место в государственной финансовой системе.

С 1987 года председатель Федеральной Резервной Системы США был евреем, как и четыре из последних восьми секретарей Казначейства США. Три из 12 президентов Всемирного банка были евреями. Евреи также значительно представлены среди самых богатых американцев. По данным Forbes, половина из 10 самых богатых американцев в 2016 году были евреями, несмотря на то, что евреи составляли менее 2 процентов населения США.

В результате разговоры о «международных банкирах» по-прежнему широко рассматриваются как завуалированная форма антисемитизма. Когда Дональд Дж. Трамп, агитируя за президентство в 2016 году, обвинил своего соперника, бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон,  в том, что она

“тайно встречается с международными банками, чтобы спланировать разрушение суверенитета США, чтобы обогатить эти глобальные финансовые державы”

, некоторые увидели в этом возрождение антисемитских стереотипов. Джонатан Гринблатт, генеральный директор Антидиффамационной лиги, призвал Трампа в Twitter

«избегать риторики и троп, которые исторически использовались против евреев и все еще подстегивают #антисемитизм.”

Современное отношение

Не все отсылки к еврейской финансовой доблести злонамеренны, и некоторые даже вызывают глубокое восхищение. В Китае стремление подражать успеху еврейского бизнеса привело к появлению в последнее время издательской тенденции, направленной на раскрытие секретов богатства, содержащихся в древних еврейских текстах. «Взломайте Талмуд: 101 еврейских бизнес-правил», «16 причин для евреев становятся богатыми», «секрет Талмуда: еврейский кодекс богатства» и «Секрет еврейского успеха: Десять Заповедей еврейского успеха»  — все эти книги про то, как евреи любят деньги были опубликованы в Китае в последние годы.

На Западе, однако, разговоры о еврейской известности в финансах чаще являются обычным проявлением антисемитской риторики. Дэвид Дюк, бывший великий магистр ККК, неоднократно выступал против еврейского” господства“ в СМИ и банковской сфере (наряду с порнографической индустрией и усилиями по ”дехристианизации» Америки). Юстас Маллинс, отрицатель Холокоста, который умер в 2010 году, утверждал в нескольких опубликованных работах, что Федеральная резервная система была создана тремя еврейскими “вражескими иностранцами”, чтобы захватить американскую валютную систему. Антисемитский сайт Jew Watch включает в себя страницу со списком «международных банков и евреев, которые их основали.»Луи Фаррахан из Нации ислама уже давно утверждает, что евреи контролируют международную финансовую систему.

Такие идеи были усвоены широкой публикой. Согласно исследованиям, проведенным ADL, значительный процент респондентов практически во всех странах считают, что евреи имеют слишком много власти в бизнесе и на международных финансовых рынках. Примерно половина респондентов во Франции согласились с этой идеей, а также треть немцев и почти три четверти египтян. Даже в Соединенных Штатах, где антисемитизм довольно низок по мировым стандартам, около 18% респондентов заявили, что евреи имеют слишком много власти в деловом мире.

Источник: myjewishlearning

3,447 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

3 thoughts on “Евреи и деньги

  1. Достаточно взять список самых богатых людей, самых удачливых предпринимателей современной России, чтобы убедиться, какую непропорционально большую долю составляют среди них евреи. А если учесть, что за последние полтора десятилетия просторы постсоветского пространства покинуло больше миллиона из полутора миллионов проживавших там евреев, то есть в той же России их осталась жалкая горстка, то невольно возникает вопрос о том, как это стало возможным? Каким путем во все времена этот крохотный народ всегда оказывался при деньгах, связанный с ними незримыми узами и обладающий великим умением их зарабатывать?

  2. Увы, ни слова о том, как составить себе богатство, в этой книге нет. Текст предназначен в первую очередь для евреев, причем соблюдающих традиции иудаизма, желательно автору ортодоксального, не реформистского толка. Текст утверждает, что еврею следует относиться к еврею иначе, чем к нееврею (гою), но ни слова не говорит о том, где еврею или гою добывать деньги.

  3. Православные, все, как один, смотрят горящими от алчности и зависти глазами на деньги евреев, тем самым выказывая явное предпочитание золотому тельцу, а не Богу.

    Я хочу спросить у православных: а то, что евреи приписывают себе Христа, твердя, что он иудей и обрезанный, и что Тора и Библия одно и то же — вас не волнует совсем???

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *