Кредиты, процентные ставки и религиозный принцип

Коран напрямую запрещает «Риба», арабское слово, которое мусульманские юристы определили как ростовщичество; он был запрещен для защиты бедных классов от эксплуататорских ростовщиков.

Но многие наблюдательные мусульмане и эксперты в области шариата или исламского права не согласны с тем, относится ли этот запрет ко всему вообще или только запрещает чрезмерный интерес.

«Ученые шариата правили обоими путями. Это был упорный спор»

, — говорит Тимур Куран, профессор экономики и профессор исламской мысли и культуры короля Фейсала в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. »

Из-за этой неопределенности наблюдательные мусульмане до недавнего времени либо финансировали свои предприятия и покупки наличными, либо соглашались платить и получать проценты. Те, кто платил, могли ссылаться на пункт о необходимости в Коране; многие, кто принимал его на сбережения, жертвовали заработанные проценты на благотворительность или использовали беспроцентный кредит.

«Только в 1970-х годах этот вопрос начал обсуждаться — может ли вообще быть Исламская, или беспроцентная, банковская система»

,-говорит Махмуд А. Эль-Гамаль, профессор исламской экономики, финансов и управления в Университете Райса в Хьюстоне.

«Многие мусульмане просто платили и собирали проценты — «и не беспокоились об этом»»

, — добавил он.

Вместе с тем все большее число мусульман стремятся найти альтернативу более строгому толкованию исламского права.

«В Соединенных Штатах существует большая степень консерватизма среди американских мусульман, поэтому больше спроса на исламский банкинг»

, — говорит Халед Абу эль-Фадль, который преподает Исламское право в U. C. L. A.

Одна из целей исламских финансов заключается в том, чтобы оба партнера- банк и покупатель -в равной степени участвовали в риске сделки. Поскольку исламские банки инвестируют со своими клиентами, а не предоставляют им кредиты, риск потери основного капитала выше и нет фиксированной нормы прибыли. В некоторых случаях такие сделки не представляют собой ничего более экзотического, чем вид аренды, знакомый многим западным покупателям автомобилей: финансовая компания покупает автомобиль и позволяет клиенту водить его в обмен на ежемесячные платежи в течение определенного периода. Когда срок истекает, клиент может купить подержанный автомобиль по рыночной цене или заключить другой договор аренды.

Однако для домов используются различные подходы. В соответствии с шариатом покупатели жилья и финансовые компании фактически становятся партнерами либо посредством договоров аренды и покупки, которые напоминают обычное финансирование, либо через группы самопомощи, которые объединяют деньги мусульманских инвесторов, чтобы помочь друг другу купить дома.

В рамках программ аренды-покупки, например, покупатель дома и финансовая компания объединяют свои деньги, чтобы купить дом. Владелец дома соглашается производить ежемесячные платежи, которые делятся между возвратом компании ее капитала и оплатой аренды на справедливом рынке. Арендная плата делится между покупателем и финансовым учреждением в зависимости от того, сколько каждый вложил в дом.

Если, например, финансовая компания поднимет 70% покупной цены, она получит 70% арендной платы-то есть отдачу от своих инвестиций. Однако по мере ежемесячного погашения покупателем части капитала доля собственности учреждения в доме-и, следовательно, его процент от арендной платы-будет уменьшаться. В конце концов, домовладелец вернет весь капитал, и арендные платежи прекратятся.

SHIRA J. BOSS 

 

1,357 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *