Кто платил деньги на содержание церквей в Российской империи?

 Содержание церквей.

Церкви полковые, казенные и домовые содержались за счет казны или частных лиц и учреждений. Дополнением содержанию служили сборы с богомольцев. И если церковь была «открытая», то содержание ее было обеспечено: в ней устраивались приличные облачения и церковная утварь; так было в храмах столицы и тех уездных городов, в который летом жили дачники, как напр, в Царском Селе, Петергофе, Ораниунбауме, Гатчине.

Столичные и уездные соборы, кроме пожертвований частных лиц, содержались или единовременными пособиями, ила постоянными, в виде ежегодной суммы на церковь. Соборы городов, где не было летнего пребывания дачников, имели средства скромные, поэтому содержание и ремонт их требовал постоянных пособий от казны; в противном случае, постройка затягивалась, пока не являлся благотворитель, особенно из купцов, всегда усердных к созиданию храмов.

Церкви приходские имели разнообразные средства содержания. Главным источником был свечной и кружечный доход; дополнением к нему служили доходы с имений и арендных статей, как то; сенокосов, пашен, рыбных ловель, мельниц, лесов, ярмарочных бараков, лавок, жилых домов. Потом на церкви шли разнообразные пожертвования, чаще всего в виде капиталов, положенных за поминовение умерших. Сумма дохода с имений и от частных  жертвователей, изменялась очень мало. С освобождением крестьян, она стала значительно возрастать.

Доход свечной и кружечный имеет свою историю. Хотя еще Петр Великий высказал мысль, что только церквам принадлежит право исключительной продажи церковных свечей, но эта мысль не осуществилась в законах, и вольную продажу свечей не удерживали ни распоряжения властей, ни полицейские меры. Поэтому доход свечной был вообще незначителен. Доход кружечный был также не велик. Пока деньги не отдавались в кредитные учреждения, а хранились в церквах, то они не только не возрастали, а, напротив, пропадали от воров, пожаров и разных случайностей.

Существенная перемена в церковном хозяйстве произошла в начале нынешнего столетия, когда правительство, в видах улучшения быта духовенства и развития духовного правительство обратило внимание на свечные и др. доходы церквей. По проекту митрополита Амвросия и графа Сперанскаго выходило, что свечной доход, а равно и доход от продажи венчиков и разрешительных молитв, если вести его правильно и содействовать его возрастанию, будет достаточен и на духовные училища, и на улучшение быта церквей и духовенства.

Тогда явился ряд распоряжений, касательно хранения и возрастания церковных доходов. В церковных суммах потребовалась строгая отчетность: продажа свечей вне церкви позволена была только гуртом на вес, священникам запрещалось брать себе свечи, подаваемые при исповеди, архиереям, возвысившим свечной доход изъявлялась благодарность Синода, причтам, у которых он уменьшался, делались выговоры; предписывалось делать в церквах более крепкие сундуки и замки, отдавать деньги в кред. учреждения и, главным образом, в опекунский совет, а впоследствии — в Государственный банк. Благодаря этим мерам, доходы церковные, конечно, возвысились.

Но нельзя сказать, чтобы, в тоже время, возвышалось благосостояние церквей. Церковные суммы теперь стали тратиться на сами церкви под строгой отчетностью, но за то их употребляли на посторонние нужды, на другие православные епархии, на церкви сирийские, месопотамские, кипрские, палестинские. Их стали жертвовать на поклонников Гробу Господня, на школы западного края, на распространение христианства среди язычников, на восстановление православия на Кавказе и пр.

В это время в церквях было поставлено множество кружек, и причты давали подробные отчеты о сборе денег. Если в кружки собиралось мало, то недобор пополнялся из свечного дохода или из кошелькового сбора. Таким образом церковный доход, несомненно возрастая, мало обеспечивал церкви. Ни распоряжения «особаго присутствия по делам прав. духовенства», ни новое распределение приходов, не улучшили состояния церквей петербургской епархии. Улучшение это составляет, задачу для позднейших церковных деятелей.

Источник: «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Вып.9. 1884 

5,366 просмотров всего, 1 просмотров сегодня