Много или мало зарабатывали священники в Царской России?

МНОГО или МАЛО (анализ благосостояния священнослужителей в дореволюционной России)

В ходе информационной атаки на Русскую Православную Церковь, развернутой в СМИ в последние несколько лет (сейчас, слава Богу, эта мутная волна пошла на спад), воинствующими антиклерикалами использовались самые разные по весомости и чистоте аргументы. В числе прочего, например, через интернет распространялись откровенно провокационные измышления, вроде: «А вы видели, во время последней трансляции Пасхального богослужения, на Патриархе Кирилле был головной убор, по форме похожий на императорскую корону. Он, похоже, себя уже всероссийским самодержцем видит». Нетрудно понять, что подобные «сенсации» адресованы тем, кто в храме ни разу не был, и просто не знает – что такое митра, как она выглядит и кому присвоена.

Еще один широко обсуждаемый (как во время вышеназванной кампании, так и во все времена) вопрос – материальная сторона жизни священнослужителей. И тут атеисты, в унисон с «ревнителями чистоты Православия», возмущенно вопрошают: как могут заботиться о душах бедных людей пастыри, которые сами разъезжают на дорогих автомобилях, носят дорогие часы и т.д.? Да, нестяжательство – одна из главных христианских добродетелей, но Церковь, как и всё наше общество, по структуре своей неоднородна: в ней есть и старцы-бессребреники, и многодетные приходские священники, и главы епархий, которые, общаясь с сильными мира сего, просто вынуждены соблюдать определенные «правила игры».

Попробуем расмотреть эту проблему на наиболее близком всем приходском уровне. Вряд ли кто-то будет оспаривать тот очевидный факт, что доходы какого-нибудь сельского батюшки и настоятеля большого московского храма – величины совершенно несоизмеримые. Да и что, вообще, в наше время в нашей стране считать богатством? В сравнении с нефтегазовыми олигархами, все мы – малоимущие. Так что главный вопрос здесь – не кто сколько получает, а с чем эту цифру сравнивать? Один из самых объективных вариантов – совершить небольшой экскурс в прошлое и посмотреть, насколько богато жили священнослужители сто лет назад, когда Русская Православная Церковь была частью процветающего (так, во всяком случае, утверждают многие нынешние политики и историки) государства.

 

ПЕРВЫЕ ОКЛАДЫ

 

Не будем углубляться в совсем уж былинные времена, когда православные священники жили, что называется, на самообеспечении. В начале XIX века один из обер-прокуроров Святейшего Синода жаловался императору, что весной и осенью в сельских храмах богослужения не проводятся совсем, поскольку приходские батюшки, не имея иных средств прокормления своих семей, всё время, наравне с крестьянами, проводят в поле, где сами пашут, сеют и т.д. На Высочайшем уровне проблема была признана серьезной, и постепенно из госбюджета стали выделяться определенные суммы на оплату труда священнослужителей.

В 1842 году были утверждены штаты содержания, согласно которым иерей (в зависимости от стажа) получал в месяц от 8 до 15 рублей, диакон – от 6 до 7 рублей, псаломщик – чуть более 3 рублей. При этом, что немаловажно, плата за требы почти повсеместно была отменена.

Много это или мало?

Любопытствующие могут перечитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель» (она была написана как раз в 1842 году), где приведены некоторые расценки на пошив форменной верхней одежды госслужащих. Ну а если книги этой под рукой нет, сообщаем – новая шинель обошлась титулярному советнику А.А. Башмачкину в 80 рублей. Правда, дело было в Петербурге, а в столицах всегда всё дороже. К тому же, в те годы в России расчеты производились как бы в двух валютах – ассигнациями (бумажными деньгами) и серебром, причем 1 рубль серебром приравнивался примерно к 3 рублям ассигнациями. И если даже Акакий Акакиевич платил за шинель ассигнациями, а батюшки получали жалованье серебром, на месячную зарплату священника ту шинель всё равно было не купить.

 

 

ДУХОВЕНСТВО ПРИДВОРНОЕ, ВОЕННОЕ, ПРИХОДСКОЕ

 

Вышеприведенные штаты содержания причта действовали несколько десятков лет, хотя цены на товары неуклонно росли. К тому же, жалованье из госбюджета получали далеко не все священнослужители. Так, в 1910 году содержание – в среднем по 440 рублей в год – получало духовенство 29 984 приходов, а тем, кто служил в оставшихся 10 996 приходах, зарплата не полагалась. Опять же, 440 рублей – это жалованье всему приходскому клиру на год, то есть – меньше 37 рублей в месяц. Если в штате храма состояли один иерей, один диакон и один псаломщик, то на долю батюшки вряд ли приходилось больше 20-25 рублей.

Короче говоря, мы вернулись к тому, с чего начали: кто-то из священников жалованье получал, кто-то – нет; одни батюшки служили на больших приходах, другие – на маленьких; у одних прихожане были богатые, у других – бедные. Какую-то единую цифру среднего дохода на этой основе вычислить трудно. Но есть другой вариант – взять за пример твердые денежные оклады, каковые имело, к примеру, придворное духовенство.

Согласно «Списку чинов Министерства Императорского Двора» за 1910 год, самые большие оклады жалованья имели священники, служившие в соборе Зимнего дворца в Петербурге. Протоиереи получали 250 рублей в месяц, протодиаконы – по 167 рублей, псаломщики – по 83.

Священнослужители соборов Московского Кремля получали заметно меньше: протоиереи – по 167 рублей в месяц, иереи – по 150 рублей, протодиаконы – по 133, диаконы – по 100, псаломщики – по 75 рублей.

Странно, но оклады батюшек, служивших в церкви Царскосельского дворца, были заметно скромнее: у протоиереев – 150 рублей в месяц, у диаконов – 100 рублей, у псаломщиков – 63.

При этом, надо заметить, все представители придворного духовенства имели казенные квартиры, а съем жилья в царской России был весьма недешев. В Москве, к примеру, священникам и диаконам на эти цели выплачивалось по 50 рублей в месяц.

Конечно брать за пример жалованье придворного духовенства не совсем корректно, на то оно и придворное – элита из элит. В таком случае, можно посмотреть, каковы были оклады военных священников, считавшиеся в среде «цивильного» духовенства довольно высокими.

К началу Первой Мировой войны священнослужители, причисленные к военному ведомству, получали денежное довольствие по следующим нормам: настоятель собора и протоиерей – 148 рублей в месяц, нештатный протоиерей – 115 рублей в месяц, священник-благочинный – 115 рублей, священник – 100 рублей, штатный диакон – 80, нештатный диакон – 60, псаломщик – 30. Кроме того, им, как и придворному духовенству, выплачивались квартирные деньги на съем жилья – в зависимости от разряда местности и занимаемой должности.

Денежное довольствие штатских священнослужителей разнилось, в зависимости от места служения. Так, например, в «Статистическом описании приходов Литовской губернии» за 1893 год можно прочесть следующие сведения (оклады указаны годовые, так что для удобства восприятия в скобкам курсивом разделим их на 12):

«Виленский кафедральный собор.

Церковной утварью не скуден. Штат собора: 1 кафедральный протоерей, 1 ключарь, 2 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика, 2 причетника и просфорня. Для всех членов причта имеются казенные квартиры. Кафедральный протоиерей получает жалованья – 1200 (100) рублей, ключарь – 800 (67) рублей, 2 священника и протодиакон – по 600 (50) рублей, диаконы – по 500 (42) рублей, иподиаконы – по 400 (33) рублей, и псаломщики – по 300 (25) рублей. На остальной причт и церковную прислугу отпускается 1000 (83) рублей; на ремонт собора, ризницу и церковные потребности – 2000 рублей: за отошедшие в казну от собора имения получается 1260 рублей.

Дворов в приходе – 234. Прихожан мужского пола – 1222 , женского – 948».

«Кретингенский таможенный приход Тельшевского уезда

Причта: 1 священник и 2 псаломщика. На содержание церкви отпускается из департамента министерства финансов 57 рублей 12 копеек. Есть ферма в 171 десятину земли и водяная мельница, с которых получается арендной платы 650 рублей. Священнику жалования – 470 (39) рублей и столовых – 120 (10) рублей, а псаломщикам – по 150 (12,5) рублей. На квартиру священнику отпускается 150 (12,5) рублей, а псаломщикам – по 48 (4) рублей.

Дворов – 331. Прихожан мужского пола – 1326, женского – 247».

«Николаевский приход в г. Дисне, Дисненского благочиния

Церковь утварью очень бедна. Принадлежностей святого престола и жертвенника вовсе нет. Большая часть утвари сгорела в приписной церкви. Земли 33 десятины, из коих пахотной 23, и сенокосной – 10 десятин. Причтовых построек нет, но взамен их отпускаются квартирные деньги. Священнику жалованья – 490 (41) рублей, псаломщику – 150 (12,5) рублей.

Дворов – 233. Прихожан мужского пола – 911, женского – 884».

Итак, получается, что месячное жалованье в 100 рублей считалось для священника весьма неплохим, в среднем же оно составляло примерно 50 рублей, а то и меньше. В 1913 году в IV Государственную думу был внесен законопроект «Об обеспечении православного духовенства», который предусматривал введение для священников  ежемесячного дохода в 200 рублей, для диаконов – 100 рублей, для псаломщиков – 50 рублей. Половину этих сумм должны были составить государственные оклады, половину – налог с прихожан. Только вот рассмотрен этот законопроект так и не был, помешала начавшаяся война.

 

 

В СРАВНЕНИИ С МИРЯНАМИ

 

Для сравнения приведем (в порядке возрастания) средние месячные заработки людей разных профессий в то время (данные на 1913 год): рабочий на заводе в провинции – 15 рублей; грузчик – 20 рублей; рабочий на заводе в большом городе – 23 рубля; рядовой служащий в гос. учреждении – 24; учитель начальной школы – 25; сапожник – 25; портной, столяр – 38; фельдшер земской больницы – 45; квалифицированный рабочий в городе – 50; врач земской больницы, мастер или бригадир на большом заводе, подпоручик армии – 80; учитель женской гимназии – 95; штабс-капитан армии – 100; преподаватель Закона Божьего в женской гимназии – 102; заведующей земской больницей – 125; полковник армии – 320; депутат Государственной Думы – 350; генерал-лейтенант армии – 725; губернатор – 1000; министр – 1500 рублей.

Таким образом, получается, что обычный полковой священник, имея месячное жалованье в 100 рублей, получал вдвое больше квалифицированного рабочего (скажем, слесаря или токаря 5-го разряда) на крупном заводе. Приходские батюшки, конечно, жили беднее, но они могли пополнять свой бюджет деньгами, полученными за совершенные требы. Сколько именно платили до революции за крещение, венчание и отпевание – нам, к сожалению, выяснить не удалось. Известно лишь, что рабочим на крупных заводах выделялось единовременное пособие: на крещение ребенка – 8 рублей, на похороны близкого родственника – 25 рублей, а вот сколько рублей и копеек из этих сумм люди оставляли в храме – можно только предполагать.

 

 

ЦЕНЫ

 

Возникает резонный вопрос: насколько велики дореволюционные зарплаты в пересчете на современные деньги? Это можно выяснить довольно просто: с учетом тогдашних и сегодняшних цен на золото. Один царский «николаевский» рубль, эквивалентный, как было указано на каждой банкноте, 17,424 долям (то есть 0,774234 граммам) чистого золота, равен 1258 современных рублей.

Выходит, что сто лет назад полковой священник получал, в пересчете на современные деньги, 125 800 рублей в месяц, а приходской – 62 900 рублей. Большинству нынешних батюшек такое и не снилось.

Но золотым содержанием рубля сыт не будешь, а потому, для прояснения ситуации, приведем цены на основные продовольственные и промышленные товары в 1913 году, а в скобках курсивом (чтобы читатель не утруждал себя подсчетами) – эквивалент их стоимости в современных рублях (точнее, в золотом эквиваленте на сегодняшний день). Кстати сказать, цены до революции были далеко не такими маленькими, как это принято считать («При царе на рубль корову можно было купить» и т.п.). Основной мерой веса тогда был фунт – 409,5 грамма – но мы, для удобства восприятия, переведем фунты в более привычные нам килограммы.

Итак, сто лет назад стандартная 800 граммовая буханка свежего ржаного хлеба стоила 8 копеек (101 рубль); килограмм пшеничной муки – 20 копеек (252 рубля); гречневой крупы – 25 коп. (315 руб.); рисовой крупы – 30 коп. (377 руб.); вермишели высшего сорта – 32 коп. (403 руб.); сахарного песка – 30 коп. (377 руб.); соли – 5 копеек (63 руб.); литр молока – 15 коп. (189 руб.); масла сливочного – 1 руб. 20 коп. (1510 руб.); сметаны – 70 коп. (881 руб.); сыра «Российского» – 70 коп. (881 руб.); литр масла подсолнечного – 40 коп. (503 руб.); мяса (свинины) – 55 коп. (692 руб.); курица (1 штука) – 70 коп. (881 руб.); килограмм мороженной рыбы (горбуши) – 60 коп. (755 руб.); десяток куриных яиц – 30 коп. (377 руб.); килограмм картофеля – 5 коп. (63 руб.); капусты – 12 коп. (151 руб.); лука репчатого – 5 коп. (63 руб.); моркови – 8 коп. (101 руб.); бутылка (0,61 л) водки двойной очистки – 60 коп. (755 руб.)

На всякий случай (чтобы жизнь при царе раем не казалась), приведем и цены на деликатесы. Кило икры черной зернистой 1-го сорта – 3 руб. 20 коп. (4026 руб.), икры черной паюсной 3-го сорта – 80 коп. (1006 руб.), икры красной – 2 руб. 50 коп. (3145 руб.), конфет шоколадных – 3 руб. (3774 руб.)

Цены на промышленные товары были следующими: сапоги яловые – 4–10 руб. (5032–12580 руб); сапоги хромовые – 20 руб. (25160 руб.); ботинки летние – 2 руб. (2516 руб.), костюм (брюки с пиджаком, пошитые на заказ) – 16 руб. 75 коп. (21072 руб.); рубашка – 1–3 руб. (1258–3774 руб.); пальто длинное – 15 руб. (18870 руб.); часы мужские карманные, серебряные «лучшего сорта» – 20 руб. (25160 руб.); гармонь – 7 руб. 50 коп. (9435 руб.); граммофон – 40 руб. (50320 руб.); рояль – 200 руб. (251600 руб.); автомобиль – 2 000 руб. (2 516 000 руб.).

Еще товары первой необходимости в то время: дрова (1 кубометр) – 18 коп. (226 руб.); уголь (10 кг.) – 15 коп. (189 руб.); керосин (1 литр) – 25 коп. (315 руб.); свеча стеариновая (1 шт.) – 20 коп. (252 руб.)

Ну и так, для полноты картины. Проезд в трамвае – 5 коп. (63 руб.); поездка на извозчике внутри города – 20–50 коп. (252–629 руб.); билет на поезде в вагоне 1-го класса Москва–Петербург – 16 руб. (20128 руб.); то же в сидячем вагоне – 6 руб. 40 коп. (8051 руб.); номер-люкс в гостинице – 7 руб. в сутки (8806 руб.); одноместный номер в гостинице – 1 руб. 50 коп. в сутки (1887 руб.); съемное жилье, в месяц – 20 коп. за квадратый метр (252 руб.); телефонный звонок из Москвы в Петербург – 50 коп. за минуту (629 руб.); одно слово в телеграмме – 5 коп. (63 руб.).

А чтобы развеять миф о дешевизне коров, напоследок приведем и цены на домашнюю скотину. Корова дойная – 60 руб. и более (75480 руб.); лошадь рабочая – 70 руб. (88060 руб.); лошадь упряжная – 100 руб. (125800 руб.); лошадь верховая – 150 руб. и более (188 700 руб.)

 

БОГАЧИ ИЛИ БЕДНЯКИ

 

Вот так: получается, что вроде бы и зарплаты были высокими, но и цены – немалыми. Так же неоспоримо, что покупная способность царского и современного рублей, мягко говоря, сильно различается. Конечно, при желании можно найти стоимость всех вышеперечисленных товаров в настоящее время и вычислить точный коэффициент, но мы возьмем за эквивалент три из основных продуктов питания, как в то время, так и сегодня – гречневую крупу, куриные яйца и кур (цены см. выше).

Итак, на месячное жалованье – 100 рублей, полковой священник в царской России мог купить 400 кг. гречки, или 143 куриных тушки средней упитанности, или 333 десятка яиц.

В настоящее время цены на эти продукты в магазинах следующие (за килограмм): крупа гречневая – 21 руб., средняя тушка курицы – 250 руб, десяток яиц – 38 руб. Умножаем. 400 кило гречки – 8400 руб., 143 курицы – 35750 руб., 333 десятка яиц – 12654 руб. Да, курятина, как эквивалент, себя, похоже, не оправдала. Впрочем, и выращивали кур в старые времена по другому, и кормили. А вот яйца и гречка, это можно сказать с уверенностью, и сто лет назад и сейчас производились аналогично.

Получается, что, в пересчете на современные деньги и цены, полковой священник в царской России получал зарплату примерно в 10 тысяч современных рублей, а сельский батюшка вдвое меньше – 5 тысяч. Так что богачами их никак не назовешь.

Как же они умудрялись жить на эти деньги, да еще и семью кормить (а по документами начала ХХ века в семьях священников было, как правило, по трое детей, а то и гораздо больше). Разумеется, приходских священников спасали огороды, да и приходы иногда сами по себе приносили доход. Вот, к примеру, в уже приводившемся «Статистическом описании приходов Литовской губернии» за 1893 год, читаем (не забывайте, цифры дохода – в год):

«Бобровский приход Лидского благочиния

Церковь утварью достаточна. Земли пахотной 2 десятины (десятина – 1,093 га). Вместо сенокосной земли до 1891 года получалась руга (плата причту от прихожан за исполнение обязанностей): озимого хлеба – ржи 8 четвертей (четверть – 209,9 литра), пшеницы 1 четверть, ярового овса 6 четвертей, ячменя 4 четверти, гороху 2 четверти, гречихи 1 четверть, сена мурожного 13 хозяйских возов, соломы 8 возов, из которых половина яровой, 4 барана, одного кормленого борова, одного некормленого кабана, одну корову на мясо, 5 бочек пива, 15 гарнцев водки (гарнец – 3,28 литра), 15 гарнцев соли, 1 пуд (пуд – 16,38 кг) сала на свечи и 50 фунтов (фунт – 409,5 гр) мяса. С 1891 года помещик вознамерился, вместо этого, выделить 36 десятин земли. На церковные расходы от помещика получается 15 рублей. Аннуаты (ренты) – 60 рублей в год, которая подлежит разделу. Псаломщику положена ссыпка хлеба от прихожан, по числу душ мужского пола, а именно: озимого хлеба 4 четверти и 4 четверика; столько же ярового лучшего зерна, сена 80 пудов и соломы 4 хозяйских воза.

Дворов – 120. Прихожан мужского пола – 478, женского – 457».

Немалым подспорьем священнослужителям был церковный и причтовый капитал, который обычно вкладывался в ценные бумаги и приносил 5 % годового дохода. Правда, не совсем ясно, каким именно образом накапливался этот капитал, но суммы, его составляющие, могли быть самыми разными – от 200 до 10000 рублей. Нетрудно посчитать, что в последнем случае он приносил в год 500 рублей. Разделялись эти деньги по усмотрению настоятеля храма: как правило – 2/3 причту и 1/3 – на храмовые нужды. Некоторые благочестивые батюшки делили сумму пополам.

Вот и давайте произведем последние подсчеты на примере одного среднего городского прихода.

«Белостокский соборный приход Белостокского благочиния

Причта: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Жалованья причту – 1750 рублей. Земли 30 десятин, в аренде за 725 рублей, из коих 100 рублей идет в церковь и в пользу причта 625 рублей. На наем квартир священникам и диакону отпускается из хозяйственного управления при св. Синоде 283 рубля 74 копейки. Церковного капитала 8000 рублей, причтового капитала – 717 рублей.

Дворов – 396, прихожан мужского пола – 1586, женского – 1018».

Разделив общее жалованье на причт (в пропорции, следующей из документа), получим, что священники получали жалованья по 550 руб., диакон – 300 руб., псаломщики – по 175. Разделив причтовые деньги из прибыли за аренду, запишем на их счет: священникам – по 200 руб., диакону – 113 руб., псаломщикам – по 56 руб. Добавим к этому половину процентов с церковного и причтового капиталов (8000 + 717 = 8717; 5 % – 436 руб.) – 218 рублей, разделим их в той же пропорции: священникам – по 70 руб., диакону – 40 руб., псаломщикам – по 19 руб.

Путем простого сложения получаем: у священников годовой доход – по 820 руб., у диакона – 453 руб., у псаломщиков – по 250 рублей. В месяц, соответственно, священники – по 68 руб., диакон – 38 руб., псаломщики – по 21 руб. Если у читателя есть время, он, на основе вышеприведенных данных, может сам посчитать, что мог на эти деньги купить приходской батюшка сто лет назад.

Кстати, эта информация может очень пригодиться для более полного понимания старых книг о жизни священства. К примеру, в одной книге воспоминаний приходского батюшки конца XIX века описано, как его вызвали в город к епархиальному архиерею, и он три дня ждал, когда владыка его примет. Батюшка не пишет, в какие расходы его ввела эта аудиенция, но теперь мы можем посчитать, что только за трехдневное проживание в гостинице он должен был заплатить 4 рубля 50 копеек – десятую часть своего месячного жалованья.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ТОВАРЫ

 

Евангельская истина о том, что «не хлебом единым должен жить человек» в особой мере относится к священнослужителям. Поэтому, напоследок, приведем цены на некоторые церковные товары, почерпнутые из «Прейскуранта церковной утвари и образов» одного московского магазина за 1905 год (дабы не занимать много места, приведены самые дешевые и самые дорогие, хотя ассортимент был гораздо шире).

Кресты наперсные иерейские

Серебряные 84-й пробы, белые с таковыми же цепями – от 18 до 35 рублей и дороже.

Кресты наперсные наградные Синодского образца

Серебряные 84-й пробы, вызолоченные, со слегка рельефным Распятием, подобные высылавшимся от Святейшего Синода, длина цепи 28 вершков – 18 рублей.

Золотые 56-й пробы, с рельефным, художественной работы, Распятием, с золотыми 56-й пробы цепями, в зависимости от массивности креста и цепи – от 225 до 500 рублей.

Кресты архимандритские (с украшениями)

Серебряные 84-й пробы, с таковыми же цепями, украшенные искусственными бриллиантами и цветными камнями, с Распятием, писанным на перламутре, разных рисунков – от 80 рублей и дороже.

Золотые 56-й пробы, украшенные природными цветными камнями, с рельефным изображением Распятия из золота 56-й пробы, разных рисунков, с золотыми же цепями – от 300 рублей и дороже.

Панагии архиерейские

Серебряные 84-й пробы, с таковыми же цепями, без камней или украшенные искусственными блиллиантами или цветными камнями – от 75 рублей и дороже.

Золотые 56-й пробы, с таковыми же цепями, украшенные природными цветными камнями и бриллиантами, с образами, писанными на перламутре, эмали или резанными на камне, разных рисунков – от 4000 до 2000 рублей.

Сосуды с приборами, состоящие из потира, дискоса, двух тарелочек, лжицы и звездицы

Серебрянные 84-й пробы, гравированной работы с позолотою – от 50 до 250 рублей.

Серебряные 84-й пробы, лучшей чеканной работы, с эмалевыми украшениями, с образами, писанными на перламутре, с эмалями или из искусственных бриллиантов ободками вокруг икон – от 225 до 1000 рублей.

Кресты напрестольные

Серебряные 84-й пробы, чеканной работы с рельефным изображением Распятия, с позолотою – от 20 до 100 рублей.

Серебрянные 84-й пробы, художественной эмальированной работы, с рельефными или писанными на перламутре образами, с позолотою – от 100 до 350 рублей.

Кресты для молебнов и водоосвящения

Серебрянные 84-й пробы, с позолотою, с графированным изображением Распятия – от 7 до 20 рублей.

Серебрянные 84-й пробы, с позолотою, с рельефным изображением Распятия – от 15 до 30 рублей

Евангелия напрестольные

Мерою в 7 вершков (в четвертую долю листа), в бархате, с серебряными 84-й пробы угольниками с обеих сторон – от 25 рублей и дороже.

Мерою в 7 вершков, в бархате, обложенные кругом серебром, опайные – от 150 рублей и дороже.

Мерою от 9 до 12 вершков, обложеные кругом серебром 84-й пробы (опайные), вызолоченные, чеканно-гравированной работы, с рельефными изображениями, в футлярах – от 225 до 500 рублей.

Мерою от 9 до 12 вершков, обложеные кругом серебром 84-й пробы (опайные), вызолоченные, чеканно-гравированной работы, с рельефными изображениями, с эмальированными украшениями, с чеканными или писанными на перламутре или серебре иконами – от 500 до 2000 рублей.

Евангелия молебные

В 8-ю долю листа, кругом в бархате, с серебрянными 84-й пробы вызолоченными угольниками с обеих сторон – от 15 рублей.

В 8-ю долю листа, с серебрянными 84-й пробы чеканной или гравированной работы досками с обеих сторон – 30 рублей.

Лампады

Серебряные 84-й пробы, разнообразно украшенные – от 12 до 75 рублей и дороже.

Венцы брачные

Металлические, вызолоченные, хорошей работы с образами, писанными на перламутре, с украшениями из камней – от 50 рублей.

Серебряные 84-й пробы, вызолоченные, с образами, писанными на перламутре, украшенные камнями. к ним металлические высеребренные подносы, в футлярах – от 225 рублей и дороже.

Кадила

Бронзовые, гладкой или гильошированной работы – от 5 до 10 рублей.

Серебряные 84-й пробы, белые или золоченые, чеканной работы – от 25 до 40 рублей.

Серебряные 84-й пробы, лучшей чеканной работы, золоченые с эмалевыми украшениями – от 60 до 100 рублей.

Ковши для теплоты

Серебряные 84-й пробы, гравированной работы, разной величины, с позолотою – от 5 рублей 50 копеек до 25 рублей.

Дароносицы

Серебряные 84-й пробы, с полными приборами гравированной работы, с позолотою – от 11 до 40 рублей

Кропила

С серебряной 84-й пробы ручкой, белой или вызолоченной – от 10 рублей.

С металлической высеребренной ручкой – от 3 рублей.

Копия

С костяными ручками в серебряной оправе – от 1 рубля 25 копеек

С серебряной 84-й пробы ручкой, гравированной работы с позолотою – от 3 рублей.

Автор: MAI

6,248 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

1 thought on “Много или мало зарабатывали священники в Царской России?

  1. Лариса:

    Очень интересно. Большое спасибо