Платят ли деньги за посещение синагоги?
Источник: evrey(.)com Здравствуйте, уважаемый Рав! У нас маленькая еврейская община, у нас около 4 мужчин, не считая руководителя, и наш руководитель платит им за каждое служение. Скажите, пожалуйста, можно ли так поступать по галахе или нет? Анатолий Галаха не ограничивает передачу денег или подарков за действия, не противоречащие законам Торы. И в этом смысле руководитель вашей общины закон не нарушает. Но вот с «педагогической» точки зрения такая стратегия построения общины (мне известно, кстати сказать, немало подобных случаев в общинах стран СНГ и Германии) мне не нравится. И на встречах с руководителями общин всегда говорю об этом открыто и прямо. В ответ обычно выдвигают такой довод: «иначе люди не придут; на первых порах их нужно стимулировать, а уж потом, постепенно, они осознают истину, и будут приходить сами, не за плату». Подобные рассуждения нетрудно опровергнуть. 1. Нельзя строить духовное общественное движение на оплате часов и/или усилий, затраченных на создание атмосферы духовности. Ибо в корне стремления «платить» заложен принцип материализма (не рассматриваю здесь необходимую оплату конкретной работы секретаря, администратора, уборщика помещения и т.п., хотя и в данных сферах деятельности желательно многое строить на принципах взаимопомощи и добровольности). 2. Руководителю следует видеть в проблеме роста числа членов общины личный вызов его организаторским и интеллектуальным способностям. Такой подход к делу помогает ему накопить опыт и добиться и успеха. А вот «почасовая оплата» духовной деятельности членов общины проблему не решит, но лишь «усыпит» ее руководителя, искажая реальную картину роста общины (или отсутствия роста). 3. Информация о «почасовой оплате» распространится по городу, а закономерным и естественным следствием этого станет цинизм в отношении не только к главе общины (что само по себе, тоже плохо), но и вообще к Торе, что просто недопустимо. 4. В результате вместо предполагаемого роста общины она будет обречена на застой, если не хуже, и останется столь же малочисленной (даже если к четырем ее членам добавятся человека два-три). Впрочем, если руководитель сможет «повысить ставки» и увеличить бюджет, отпускаемый на оплату, то можно набрать человек восемь, а, может даже — тринадцать. Только сомнительно — можно ли считать собранный на основе материальной заинтересованности коллектив еврейской общиной. 5. Материальная помощь членам общины в особых обстоятельствах, безусловно, дело благое. Но только в том случае, если она не связана с их конкретными действиями и не является, скажем, платой за посещение синагоги, когда говорят, например — «по доллару за каждую молитву»… |
1,923 просмотров всего, 2 просмотров сегодня