Закрывались ли церкви в СССР из-за налогов?

Недавно  в социальных сетях и разных сайтах распространяли следующую «историческую справку»:

Данный вброс находится в канве представлений атеистов о Церкви как о бизнесе, и неудивительно, что подобные же взгляды распространяет «атеист всея Руси» Александр Невзоров:

«Александр Невзоров: Откуда пошел миф о разрушении церквей, о том, что большевики на бульдозерах, на танках взяли и снесли половину христианских храмов? Да ничего подобного. До 1917 года все храмы находились на содержании государства. Весь притч, то есть духовенство, алтарники, алтарницы, старушки, свечницы, хоры, звонари – все получали зарплату. Тратила царская Россия гигантское количество денег в золотых рублях на содержание церкви, все церкви тоже строились за счет государства. И после выходки тогдашнего патриарха, который отказался отдать церковные драгоценности для того, чтобы их продать и могли закупить хлеба для голодающих Поволжья, произошло отделение от церкви государства. Что это означало? Это означало: ребята, берите в аренду свои здания, молитесь как хотите, но никаких зарплат, никаких коммунальных платежей, а вам нужен уголек, да? А вам нужны дрова? А вам нужен мазут, а вам нужна вода? А вам нужны стекла для остекления? А вам нужна зарплата сторожам? Не-не-не, сами, сами, сами. И вот конечно то небольшое количество верующих, которые остались, не в состоянии были содержать эти храмы,попы бежали. Кто в почтовики, кто в извозчики, зарабатывать надо было, у них семьи у всех. А тут три старушки их не просодержат. И поэтому, действительно, три четверти храмов опустели и были со временем перепрофилированы под картофельные склады или вообще развалены. Но вот такого, что, просто здесь автоматически… Вот когда говорят о гонениях на церковь, гонения заключались в том, что перестали давать деньги на содержание, и все.«  

РПЦ: мифы и реальность. «Особый взгляд» Алексея Лушникова, 23 марта 2012

Конечно, доля правды в этих словах  есть. Удар по финансам церкви неизбежно приведет  к тому что от нее отпочкуются приживалы, машины священников станут поскромнее,  убранство храмов попроще, возможностей содержать работников меньше.  Но доля правды — это не вся правда. Утверждение о том, что Церковь жила только за счет государства и после лишения господдержки сразу разваливается — это ложь. Докажем это.

 Отделение церкви от государства

Во-первых, стоит заметить что Голод в Поволжье приключился в 1921 году. Именно в 20-ых годах происходит активный конфликт между церковным и большевистским руководствами. А «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» датируется 20 января (2 февраля) 1918 года. Поэтому отказ Церкви отдать церковную утварь для богослужений (остальные средства Церковь голодающим отдала) никак не мог служить причиной отделении церкви от государства.

Финансирование  Церкви

Во-вторых, утверждение о полном финансировании Русской Церкви государством — ложь. Действительно, как повествуют  «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.9. 1884″ за счет казны (частично) содержались полковые, казенные и домовые церкви, а также крупные кафедральные соборы.

Однако приходские храмы и монастыри (составлявшие большую часть) имели главным образом свой доход:

 

Да, священники получали жалованье и от государства. Но большинство священников получали зарплату из церковных средств, которые складывались из пожертвований, плат за требы и т.д.

Налоговые гонения

И наконец, в третьих. Действительно ли храмы при Хрущеве закрывались сами по себе из-за налогов. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто сопоставить всю хронологию всех событий в отношении между государством и церковью в те годы, а не только те которые услужливо подсовывают антиклерикальные шулера.

Да, действительно во время хрущевских гонений на религию (пострадала не только РПЦ, но и другие религиозные объединения) было закрыто большое количество храмов. Допустим, все они надорвались именно из-за введения налогов, а не из-за давления властей на Церковь.

«Руководствуясь указаниями директивных органов, за последние годы на местах проведена значительная работа по сокращению сети монастырей. В этих же целях использовано и возросшее влияние Совета по делам Русской Православной Церкви на Патриархию и епископат. Руками церковников было закрыто несколько десятков монастырей. В 1963 году под благовидным предлогом (оползни в пещерах, необходимость исследования грунта и реставрации) была закрыта Киево-Печерская лавра, привлекавшая ежегодно до 500 тысяч паломников.

Совет по делам религий в настоящее время изучает деятельность монастырей. По итогам этой работы готовится совещание группы уполномоченных, на котором будут предложены новые мероприятия по усилению контроля за деятельностью монастырей и дальнейшего ограничения их, сокращения влияния на население. « Из отчета Совета по делам религий перед ЦК КПСС за 1970 год, подписанного В. Фуровым. Положение монастырей

Допустим. Но, если, как утверждают авторы вброса, из-за введения налогов закрылись 40% храмов, а Невзоров уверяет что вся Церковь получала зарплаты от государства, то возникает вопрос: а почему не закрылись остальные 60% храмов? И почему не переквалифицировались в извозчики остальные 7 с лишним тысяч священнослужителей? Даже в интерпретации атеистов, большинство храмов и священников устояло против финансовых затруднений.  Вроде владеющие арифметикой атеисты должны были совершить это простое действие. Но они в упор этого не замечают.

И самое главное: если дело было  только в введении налогов, если победить церковь было так легко, то зачем советское государство употребляла дополнительные усилия по борьбе с религией?

Ведь Александр Невзоров так все просто объяснил: отпустили попов на вольные хлеба и церковь сразу начала разваливаться. Зачем делать лишние движения, тратить  человеко-часы и прочие ресурсы в то время когда космические корабли  бороздили просторы и надо было догонять и перегонять Америку? А движения были совсем не шуточные:

  1. 12 сентября 1958 г на свет появляется Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», в которой указывалось на необходимость активизации  Министерств просвещения союзных республик,  Академии педагогических наук и т.д в деле антирелигиозного воспитания детей и молодежи.
  2. 04.10.1958 выходит секретное постановление ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем – призыв «усилить», «активизировать», «придать наступательный характер» атеистической пропаганде.
  3. Также 16.10.1958  принято постановление «О монастырях в СССР», которое содержит решение о сокращении числа монастырей
  4. В ноябре-декабре 1958 года происходит массовая чистка церковных библиотек, оттуда были вывезены все книги, кроме тех, которые нужны для совершения богослужений. Вступила в силу «Инструкция о порядке пропуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа»
  5. 28.11.1958 выходит Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам».
  6. В марте 1961 года выходит «Инструкция по применению законодательства о культах», которая запрещала религиозным центрам организовывать детские и женские собрания, кружки, паломничество, экскурсии, библиотеки, оказывать благотворительность, санаторную и лечебную помощь.
  7. С сентября 1959 года согласно постановлению ЦК КПСС от 5 мая 1959 «О журнале «Наука и религия», начал выходить журнал «Наука и религия», который стал писать о науке и религии. В каком тоне, надеюсь, объяснять не надо.
  8. Происходит выпуск антирелигиозных фильмов («Иванна», «Чудотворная», «Тучи над Борском» и т.д.)

И это лишь часть того идеологически-государственного монстра, что было брошен против Церкви во время Хрущевской антирелигиозной компании. Так зачем надо было все это, если достаточно было просто ввести налоги?

Вывод:  представление о Церкви как о бизнесе, а о священниках как о бизнесменах — примитивно и неадекватно.

9,023 просмотров всего, 2 просмотров сегодня