Финансирование Церкви в Словакии: дебаты и дилеммы
Источник: Университет Чикаго
Любомир Мартин Ондрасек
2 июня 2011 года
Довольно большая часть Словацкой общественности считает, что чрезмерно важной целью церкви—особенно господствующей Римско-Католической церкви—является желание добиваться своих экономических интересов и расширения политического влияния. В результате, словацкие церкви сталкиваются с серьезной проблемой: в процессе переговоров с правительством по вопросам экономической безопасности, снижение доверия может превратиться в полномасштабный кризис доверия и, возможно, приведет к необратимым последствиям для церкви.
При нынешней системе, государство платит зарплату священнослужителям, даже не регулируя численность духовенства нанимаемого каждый год. За последнее десятилетие государственные расходы на зарегистрированные церкви, которые реализовали свое законное право на получение финансирования (13 из 18) выросли более чем в два раза. Однако для того, чтобы не быть обвиненным во вмешательстве во внутренние дела церкви, и тем самым не поставив под угрозу свободу вероисповедания, государство не пыталось влиять на политику в отношении церкви и ее духовенства.
Изменение системы прямого государственного финансирования церквей и религиозных обществ в настоящее время является наиболее актуальным и широко обсуждаемым вопросом, касающимся государственно-церковных отношений в Словакии. Нынешняя система финансирования церквей и религиозных обществ проблематична и несостоятельна в долгосрочной перспективе, но отсутствие общественного консенсуса и политической воли препятствует ее замене на более подходящую модель. Закон, который регулирует финансирование—принятый вскоре после принудительной национализации церковного имущества Коммунистической партией—действует с 1949 года, хотя модель прямой государственной поддержки церкви восходит к восемнадцатому веку. Это долгая история свидетельствует о том, что какие-либо фундаментальные изменения в модели финансирования, которые могли бы быть получены от доктрины строгого разделения церкви и государства, является нереалистичными и, для многих словаков, также нежелательными.
В феврале 2011 года, Даниил Крайцер, министр культуры словацкой Республики, встречался с представителями зарегистрированных церквей, сделав первый шаг на пути к выполнению обязательств правительства в сотрудничестве с церквями, чтобы “открыть общественный диалог по проблемным вопросам финансирования церкви”. Эта встреча представляет собой официальную попытку выявить и реализовать взаимно подходящие модели финансирования. Хотя нет никакой гарантии, что эта попытка окажется более успешной, чем предыдущие попытки, как государство, так и церкви лучше подготовлены, чтобы решить эту задачу успешно, чем когда-либо прежде. С учетом социальных, религиозных, и политических контекстов вокруг споров, это может занять несколько лет, прежде чем будет достигнут достаточно широкий консенсус и новая модель финансирования вступит в силу.
Недавние дискуссии свидетельствуют о том, что Словакия не будет огульно копировать модели зарубежного финансирования, хотя эти модели—особенно Европейские,—тщательно изучаются. Скорее всего, государство продолжит в обозримом будущем субсидировать религиозные школы, восстановление и сохранение церковных зданий, представляющие национальное культурное наследие, зарплаты духовенству служащему в Вооруженных Силах, и также различную общественную деятельность.
Новая модель, вероятно, влияет на два самых спорных аспектов нынешней системы финансирования: заработную плату духовенству и финансовую поддержку для покрытия оперативных расходов деноминации. Несомненно, словацкой церкви придется в большей степени полагаться на самофинансирование, но их выручка, вероятно, продолжит быть косвенно дополняться государством через церковный налог или налоговые поручения.
Поскольку модель финансирования церкви через церковный налог (т. е. дополнительный налог на верующих) непопулярен в Словакии, его создание почти наверняка приведет к оттоку членов из традиционных церквей, как это было недавно в Германии и Австрии. Таким образом, наиболее целесообразной моделью представляются налоговые поручения. В этом случае каждый гражданин будет обязан назначить определенный процент своего подоходного налога одной из признанных церквей или другим ранее утвержденным культурным или благотворительным организациям.
Хотя доверие у словаков к институциональной церкви, похоже, постепенно снижается, они не отзывают свою церковную принадлежность, как это произошло в некоторых странах Западной Европы. Однако, словацкая церкви должна осознать, что проблема не только экономическая, но и этическая.
1,920 просмотров всего, 4 просмотров сегодня