Церковный налог и зарплата священников в Греции

«Запутанные связи церкви с государством в Греции вызывают вопросы» Майкл Бирнбаум: Washington Post, 30 мая 2012

Греческий православный священник держит старый флаг греческой революции, который гласит: «свобода или смерть» во время мирного митинга за пределами греческого парламента в Афинах в июне 2011. Тысячи протестующих собрались 12-й день подряд в знак протеста против мер жесткой бюджетной экономии и требовать чтобы Греция перестала платить своим заемщикам. Они также осудили политиков всех мастей, как некомпетентных и коррумпированных.


Из-за финансов этой средиземноморской страны, которых хватает только на поддержку жизни, некоторые здесь обратились к церкви за духовной помощью. Другие говорят, что правительство нуждается в своей твердой наличности.

Греческая Православная Церковь уже давно не просто религиозная сила, но и экономическая, с долей в греческом Национальном банке, земельными владениями вторыми после греческого правительства и духовенством, финансируемым государством.

Во время кризиса, который породил широкое распространение бедности, священники говорят, что они обслуживают нужды пострадавших граждан, чье правительство не оправдало их ожиданий. Но критики говорят, что налоговые льготы церкви и ее запутанные отношения с политическим руководством создают недостаток в стране доходов в тот момент, когда времени и денег не хватает.

Греция движется к парламентским выборам 17 июня, которые могут определить ее будущее с общей валютой евро, с выбором между лидерами, которые выступают за $163 млрд евро,которые спасают страну от банкротства и теми, кто выступает против болезненных мер, которые приходят в качестве условия спасения. Если избиратели отвергнут финансовую помощь, правительству  в конце августа может не хватить денег чтобы расплатиться с государственными служащими.

Последние включают в себя более чем 10 000 священников на государственной зарплате, которая обходится налогоплательщикам в $238 млн в год. Льготы по налогу на земельные владения церкви забирают еще больше денег из государственной казны, в то время, когда каждый евро на счету, говорят критики.

До 2010 года, даже доход от коммерческой недвижимости, которую церковь сдавала в аренду предприятиям была ограждена от налогообложения — статус, который закончился, когда бывший премьер-министр георгиос Папандреу решил, что он больше не может быть таким щедрым. Но дискуссия о сокращении государственного вклада в зарплату священников в черных одеяниях никуда не ушла — это политически чувствительная тема в стране, где 98% населения-православные.

“Церковь очень тесно связана с правительством и с земной властью”

, — говорит Стефанос Манос, бывший министр финансов.

“Церковь играет важную роль в Греции как в политике. так и в других областях. Политики не хотят идти против нее”.

Порой церковь принимает слишком активное участие в государственной жизни, говорят критики, указывая на ряд коррупционных скандалов, которые преследовали лидеров церкви в последние годы. Они включают в себя обмен землей между тысячелетними монастырями и греческим правительством, что стоило налогоплательщикам около 130 миллионов долларов и способствовало падению премьер-министра Костаса Караманлиса в 2009 году. Игумены и священники заключались в тюрьмы и выпускались из них во время земельных сделок.

Церковные лидеры говорят, что они просто пытаются увеличить финансирование, чтобы заплатить духовенству, которому деньги сейчас необходимы больше, чем когда-либо. Монастырь, который претендует на большой кусок горы Пендели, за пределами Афин, хочет построить  поля с солнечными батареями — проект, который будет приносить деньги. Церковь говорит, что ее священники раздают более 10 000 приемов пищи в день в одних только Афинах, идя на помощь, в то время как правительство не имеет на это денег.

Что касается финансов, церковь говорит, что находится в стесненных обстоятельствах и вносит свою долю жертвоприношения: священники, государственные служащие,  страдают от мер жесткой экономии, которые позволяют нанять только одного нового сотрудника на каждые 10 выходов на пенсию и иметь зарплаты как минимум на 20% меньше.

“Мы-самая надежная компания в государстве. Мы дотируемся государством, потому что государство не в состоянии развивать эти структуры внутри себя”

, — сказал отец Тимофей, представитель Священного Синода Элладской Церкви, который напомнил недавнюю инвестицию в Национальный банк Греции в размере $31 млн, как пример церковного вмешательства, чтобы поддержать правительство, которое призвало сделать это.

Церковный чиновник высокого ранга занимает одно из мест в Совете директоров Банка.

“У церкви мало денег, но она знает, как с этим справиться,”

сказал он, добавляя, что заплатил в 2011 году 15,7 миллиона долларов в виде налогов. Это более чем в пять раз больше, чем было в 2010 году, но до сих пор гораздо меньше, чем предлагаемая критиками оправданная сумма, учитывая ее имущественные претензии.

Крупный новый налог на имущество объявленный в прошлом году в качестве экстренной меры обходит стороной доходы церковных владений. Церковь утверждает, что ее земельные владения происходят в основном из прошлых веков, когда набожные люди жертвовали свою собственность перед смертью.

Но не все впечатлены вкладом церкви в правительственный кошелек.

“Мы не знаем точно, чем владеет церковь”

, — говорит Антонис Музакис, бухгалтер, который критиковал налоговые механизмы в церкви, пояснив, что документы на недвижимость находятся в беспорядке, а земельные кадастры являются неполными.

Музакис утверждает, что церковь по-прежнему укрывается от уплаты справедливой доли налогов, а полный объем ее земельных владений остается непрозрачным.

“Вы не можете приходить в голодные семьи и говорить что только потому, что мы даем пищу, мы не должны  платить налоги. Люди, принимающие пищу платят налоги”

, — сказал он, отвечая на вопрос, почему священники оплачиваются государством и почему церкви удалось избежать нового налога на недвижимость, который обрушился в прошлом году на остальную часть страны.

Тесная идентификация между греческим народом и греческой церковью восходит к декларации независимости страны от Османской империи в 1821 году,говорят ученые . Но правительство оплачивает священнослужителей только с 1952 года, когда оно согласилось сделать это в обмен на часть земельных владений церкви.

“Эта связь имеет очень отрицательные последствия для самой церкви”

, -говорит Яннис Ктистакис, адвокат по правам человека.

“Греческие политики иногда имеют юридические инструменты влияния на внутреннюю жизнь церкви”.

Министр образования, пожизненного обучения и религий утверждает новых епископов, например, а политики развивают отношения с епископами, и наоборот.Для рядовых священников, споры о финансах являются вторичными по отношению к их духовной работе, которая, как они говорят, будет продолжаться, даже если у них больше не будетденег.

“Церковь-это не я и не мой кошелек. Мы не собираемся перестать быть священниками просто из-за некоторых материальных проблем”

, — говорит отец Иоаннис Дронгитис, священник маленькой церкви в Афинах, расположенной под Акрополем, пока пьет воду из металлической чашки.

 

 

3,345 просмотров всего, 2 просмотров сегодня